К основному контенту

Экономия на разработке курсов: про планирование, обдуманный подход и внутреннюю организацию

Еще весной, когда стало понятно окончательно, что нашей экономике будет совсем не
просто, я стала думать о том, как сделать так, чтобы компании, у которых есть потребности в e-learning, но при этом очевидно сократился бюджет, все равно смогли себе e-learning позволить. Мой личный интерес, как генерального директора, тут весьма прозрачный. Но кроме коммерческого вопроса есть и другой - очень не хочется, чтобы усилия многих людей, которые работали над внедрением e-learning в своих компаниях, были сделаны зря.

Тогда появилась идея про серию постов об экономии на разработке. Потому что курс, который стоит 300 условных тугриков, может стоить и 100 тугриков и при этом не потерять в качестве.

О чем уже поговорили:
Эти отдельные способы экономии помогают эффективно использовать доступный для разработки курсов бюджет. Теперь же - про самый важный способ экономии. Про обдуманный подход.

Большинство лишних затрат возникает не потому, что у нас слишком много анимации в курсе или графика очень дорогая. Один из основных источник лишних затрат - это сам по себе подход к разработке:
1) Вместо простого курса создается курс сложный и дорогой. Вроде бы и задача в информировании и срок жизни у курса короткий, а решение выбирается такое, как будто от курса зависит жизнь компании и использовать его будут лет 10 минимум. В итоге из бюджета уходит приличная сумма и не остается возможностей для создания того, что на самом деле имеет значение.
2) Делается слишком объемный курс, когда на самом деле нужен небольшой и емкий материал. Опять же - сделали курс, потратили на него большой бюджет, больше половины которого точно зря.

Прежде чем курс создавать, нужно внимательно проанализировать несколько параметров:
  • Срок жизни курса - чем он короче, тем проще должна быть разработка;
  • Реальные цели и задачи и объем материала, который нужен, чтобы их достичь. Всякое дополнительное и очень интересное можно сделать ссылками и приложениями.
  • Способ обучения выбранной теме. От него зависит уровень интерактивности. Точно не нужно делать очень интерактивный курс, если для освоения нужно прочитать 10 слайдов и проверить усвоение материала.
Еще один источник дополнительных затрат - отсутствие планирования проекта. Создание курса - это проект. И не только по договору и не только для подрядчика или внутреннего разработчика. Это проект для всех, кто в процессе участвует. Тут нужно предусмотреть:
  • Время эксперта, который будет проверять созданные сценарий и материалы - если времени не будет, проект будет затягиваться. Это лишние ресурсы и, возможно, лишние затраты.
  • Время бизнес-заказчика - аналогично эксперту, эти задержки тоже могут привести к лишним затратам.
  • Время координатора проекта - аналогично первым 2м.
Очень часто создание курса воспринимается как процесс, который произойдет сам по себе. Разработчику задание дали и ждем, когда будет результат. А ведь будут правки, будут вопросы, будет потребность в обсуждении. И чем более сложная тема курса, тем больше времени потребуется. И если не планировать, то это время само по себе не появится.

И еще одна группа затрат, которую стоит устранить - непонимание внутренних экспертов и заказчиков того, что такое электронный курс на самом деле. При заказе или запросе на разработку наши коллеги, которые не относятся к вопросам e-learning в компании, могут вообще не знать, что от них требуется и что будет в итоге. А потому получается, что большинство не читает сценарий, если он передается для согласование. Кто не понимает, что будет в итоге и потом очень удивляется полученном результату.

Начинаются правки по готовому проекту. Это время и деньги. Даже если делает внутренний разработчик, все равно - время и деньги. Если вы не готовы учить сразу всех потенциальных заказчиков, то нужно на этапе инициации проекта проинструктировать тех, кто будет в проекте участвовать. Показать примеры, четко прописать роли, рассказать про график и попросить запланировать время на работу. Иначе полученный в итоге курс не понравится. И совсем не потому, что он плохой, а потому, что он не соответствует ожиданиям.

Планирование, организация процесса и обдуманность на самом деле могут помочь при очень скромном бюджете сделать очень много.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...