К основному контенту

Экономия на разработке курсов: про планирование, обдуманный подход и внутреннюю организацию

Еще весной, когда стало понятно окончательно, что нашей экономике будет совсем не
просто, я стала думать о том, как сделать так, чтобы компании, у которых есть потребности в e-learning, но при этом очевидно сократился бюджет, все равно смогли себе e-learning позволить. Мой личный интерес, как генерального директора, тут весьма прозрачный. Но кроме коммерческого вопроса есть и другой - очень не хочется, чтобы усилия многих людей, которые работали над внедрением e-learning в своих компаниях, были сделаны зря.

Тогда появилась идея про серию постов об экономии на разработке. Потому что курс, который стоит 300 условных тугриков, может стоить и 100 тугриков и при этом не потерять в качестве.

О чем уже поговорили:
Эти отдельные способы экономии помогают эффективно использовать доступный для разработки курсов бюджет. Теперь же - про самый важный способ экономии. Про обдуманный подход.

Большинство лишних затрат возникает не потому, что у нас слишком много анимации в курсе или графика очень дорогая. Один из основных источник лишних затрат - это сам по себе подход к разработке:
1) Вместо простого курса создается курс сложный и дорогой. Вроде бы и задача в информировании и срок жизни у курса короткий, а решение выбирается такое, как будто от курса зависит жизнь компании и использовать его будут лет 10 минимум. В итоге из бюджета уходит приличная сумма и не остается возможностей для создания того, что на самом деле имеет значение.
2) Делается слишком объемный курс, когда на самом деле нужен небольшой и емкий материал. Опять же - сделали курс, потратили на него большой бюджет, больше половины которого точно зря.

Прежде чем курс создавать, нужно внимательно проанализировать несколько параметров:
  • Срок жизни курса - чем он короче, тем проще должна быть разработка;
  • Реальные цели и задачи и объем материала, который нужен, чтобы их достичь. Всякое дополнительное и очень интересное можно сделать ссылками и приложениями.
  • Способ обучения выбранной теме. От него зависит уровень интерактивности. Точно не нужно делать очень интерактивный курс, если для освоения нужно прочитать 10 слайдов и проверить усвоение материала.
Еще один источник дополнительных затрат - отсутствие планирования проекта. Создание курса - это проект. И не только по договору и не только для подрядчика или внутреннего разработчика. Это проект для всех, кто в процессе участвует. Тут нужно предусмотреть:
  • Время эксперта, который будет проверять созданные сценарий и материалы - если времени не будет, проект будет затягиваться. Это лишние ресурсы и, возможно, лишние затраты.
  • Время бизнес-заказчика - аналогично эксперту, эти задержки тоже могут привести к лишним затратам.
  • Время координатора проекта - аналогично первым 2м.
Очень часто создание курса воспринимается как процесс, который произойдет сам по себе. Разработчику задание дали и ждем, когда будет результат. А ведь будут правки, будут вопросы, будет потребность в обсуждении. И чем более сложная тема курса, тем больше времени потребуется. И если не планировать, то это время само по себе не появится.

И еще одна группа затрат, которую стоит устранить - непонимание внутренних экспертов и заказчиков того, что такое электронный курс на самом деле. При заказе или запросе на разработку наши коллеги, которые не относятся к вопросам e-learning в компании, могут вообще не знать, что от них требуется и что будет в итоге. А потому получается, что большинство не читает сценарий, если он передается для согласование. Кто не понимает, что будет в итоге и потом очень удивляется полученном результату.

Начинаются правки по готовому проекту. Это время и деньги. Даже если делает внутренний разработчик, все равно - время и деньги. Если вы не готовы учить сразу всех потенциальных заказчиков, то нужно на этапе инициации проекта проинструктировать тех, кто будет в проекте участвовать. Показать примеры, четко прописать роли, рассказать про график и попросить запланировать время на работу. Иначе полученный в итоге курс не понравится. И совсем не потому, что он плохой, а потому, что он не соответствует ожиданиям.

Планирование, организация процесса и обдуманность на самом деле могут помочь при очень скромном бюджете сделать очень много.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела