К основному контенту

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

  • От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; 
  • Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу. 
В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.

У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов: 
  • есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. 
  • справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает чаты в самые первые годы Интернета). Тут все читать почти невозможно, нужно только следить за своей веткой. Тематические чаты в такой ситуации нужно проводить изолированно, например, в другом чате/группе. 
У чата/группы должен быть модератор, в списке задач которого: 
  • постановка задачи на обсуждение; 
  • сопровождение разговора и его удержание в нужном русле; 
  • дополнительные вопросы, комментарии участникам и подведение итогов.
Мессенджер в обучении: 
  • Если чат/группу ведет эксперт, то ему нужно на это время. Наблюдение за чатом, подведение итогов требует существенного количества времени. Если это время не выделять, то идея достаточно быстро погибнет. 
  • Мессенжер должен быть инструментом, которым слушатели обучения уже пользуются. Иначе нужно вместе с обучением изучать инструмент, или того хуже - формировать мотивацию к использованию. 
  • Можно и нужно использовать для справочного канала, как способ рассылки коротких новостей и одновременно для возможности задать вопрос организаторам обучения и коллегам; 
  • Инструмент для организации команд, например, большое очное мероприятие, на котором нужно всех координировать. Да, не совсем про обучение, но тем не менее. Если чуть дальше подумать, то внутри мероприятия можно использовать для поддерживающего общения, для коммуникаций между внутренними группами. 
Идеи тем обучения, для которых можно (и нужно) использовать мессенджер: 
  • Обучение новичков. Для них поддержка в виде бота + канала + группы будет незаменимой вещью. Много нового, запомнить сложно, большой стресс от смены работы. Бот может дать возможность задать вопрос (особенно те, которые стыдно переспрашивать), в канале могут полезные сопровождающие материалы, а живая и активная группа - отличное место для знакомства и понимания новой команды; 
  • Обучение продавцов. Тут мне очень симпатична идея продвижения новых продуктов, а также акценты дня возможностях и особенностях того, что уже продается. Основная задача мессенджера тут - поддержка осведомленности. 
Контент, который подходит для мессенджера: 
  • Короткие тексты, видео и тесты; 
  • Справочные боты; 
  • Группы для общения слушателей и экспертов, но, как уже писала выше, по расписанию; 
  • Мини-опросы, быстра обратная связь. 
Исходя из того, что используется для Телеграма в основном телефон, контент нужно именно под это устройство адаптировать - коротко, больше списков, четкие и содержательные заголовки, минимум действий для просмотра. 

Примеры, про которые рассказали участники и которые нашла я процессе подготовки итогов:
Кто как использует Телеграм? 
  • Опросы внутри группы и канала показали, что основная масса людей использует Телеграм с телефона, особенно для чтения. Что, кстати, говорит о том, что в основном люди читают, меньше пишут. Те, кто много пишут, также используют ПК. Меньше всего используется планшет; 
  • Интересные данные по времени использования дал один из участников - как оказалось, чаще мессенджерами пользуются в будни, в рабочее время. Очередное доказательство того, что люди все же хотят в выходные отдыхать и может быть даже делают информационный детокс. 
Мой главный вывод - инструмент удобный, но к нему нужна и методика и правила. И о них нужно подумать заранее, иначе первоначальное любопытство перестанет работать и идея угаснет. 

О том, какие будут новые чаты и обсуждения, вы можете узнать у меня в Телеграм-канале, там же - короткие посты про обучение. 

Комментарии

Elena Tikhomirova написал(а)…
Посмотрю обязательно!

Популярные сообщения из этого блога

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела