К основному контенту

Экономия на разработке электронных курсов: Экономия через методику

Пришло время сказать, что затраты на e-learning в этом году нужно будет оптимизировать. Нет, не отказаться от e-learnig, потому что без него мы не сможем - нам нужно учить многих и быстро, нужна стандартизация и нужен инструмент, который поможет быстро адаптироваться под новые условия. Не стоит повторять ошибки и обрезать расходы на обучение. Именно обучение - самый важный инструмент в любом кризисе. Но вот оптимизировать затраты стоит - зачем нам кризис, если он не научит нас работать эффективнее?

E-learning тоже можно оптимизировать и в процессе серьезно снизить затраты. Это не всегда переход к внутренней разработке, хотя и это решение тоже может быть интересным. И это точно не создание менее качественных курсов - от них больше вреда, чем пользы, все равно ничему не научат. Тут нужен взвешенный подход. На чем можно сэкономить:

  1. Методика (только не пугайтесь, отказываться от нее я призывать не буду); 
  2. Теория внутри курсов; 
  3. Графика (и тут тоже про клип-арт или простой текст тоже речи не пойдет); 
  4. Анимация; 
  5. Временные затраты. 

Про каждый способ экономии поговорим отдельно, а потому будет серия из 5 постов. Этот первый и он про методику.

Как можно сэкономить через методику? 

1. Единая схема для типовых курсов.
Внутри каждой компании есть большое количество типовых учебных курсов, которые основываются на типовых документах и материалах. При создании работа над каждым курсом ведется индивидуальная, заново делается сценарий и проектировании, заново ведется все разработка.

Сейчас нам нужны шаблонные решения. Например, у нас есть серия инструкций для производства. Все они составлены с единой структурой, с единой последовательностью представления материала. И таких инструкций - скажем 20. Проанализировав их все, мы можем составить единую структуру для всех курсов по инструкциям и сделать схему типового электронного курса. Затем, с каждой новой инструкцией нам не нужно будет работать отдельно, мы пойдем по методической схеме и не станем изобретать что-то новое, на что уходит и время и деньги. На выходе: курс делается быстрее и быстрее запускается. Кстати, именно поэтому все инструкции пишуться по одной структуре - чтобы не придумывать каждый раз новое. Стандарты - отличный способ экономии.

2. Система обучения из нескольких курсов. 
Если анализировать обучение в рамках одной крупной темы, то курсы всегда будут связаны. Например, если взять цикл курсов по управлению талантами, то там будет и оценка и обратная связь и диалог о целях и наставничество и еще многое другое. Если взять тему «Оценка», то ее как правило завершают разделом «Обратная связь». А потом идет отдельный курс «Обратная связь», потому как тема важная и ее нужно раскрыть. Получается, что у нас повторы в курсах, а повтор - это двойные затраты на разработку. И такое бывает в большом количестве курсов, когда хотя бы 10-15 слайдов повторяются, а ведь это тоже деньги.

Перед запуском разработки каждого отдельного курса нужно проверить, как он встраивается в систему обучения. Что пойдет перед ним, что после него, есть ли уже что-то на эту тему, нужно ли делать заново? Если взять историю про курс «Обратная связь», то тут стоило заранее подумать, что после оценки нужно сразу давать обратную связь, а потому и материал нужно будет именно так давать. Тогда, чтобы избежать повторов, мы делаем сразу оба курса или запускаем только тогда, когда оба готовы. Если же нужно срочно, то делаем в «оценке» часть про обратную связь, но делаем так, чтобы ее можно было повторно использовать. Примерно 1/4 разработки так можно снять - просто убрав повторы.

Тут, кстати, стоит заменить, что подход с формированием системы позволяет и слушателям учиться более эффективно - меньше повторов и обучение построено логично, легче воспринимается.


Проектирование архитектуры курсов и системы обучения по теме может сократить до 1/4 затрат на разработку электронных курсов. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...