К основному контенту

Экономия на разработке электронных курсов: Экономия через методику

Пришло время сказать, что затраты на e-learning в этом году нужно будет оптимизировать. Нет, не отказаться от e-learnig, потому что без него мы не сможем - нам нужно учить многих и быстро, нужна стандартизация и нужен инструмент, который поможет быстро адаптироваться под новые условия. Не стоит повторять ошибки и обрезать расходы на обучение. Именно обучение - самый важный инструмент в любом кризисе. Но вот оптимизировать затраты стоит - зачем нам кризис, если он не научит нас работать эффективнее?

E-learning тоже можно оптимизировать и в процессе серьезно снизить затраты. Это не всегда переход к внутренней разработке, хотя и это решение тоже может быть интересным. И это точно не создание менее качественных курсов - от них больше вреда, чем пользы, все равно ничему не научат. Тут нужен взвешенный подход. На чем можно сэкономить:

  1. Методика (только не пугайтесь, отказываться от нее я призывать не буду); 
  2. Теория внутри курсов; 
  3. Графика (и тут тоже про клип-арт или простой текст тоже речи не пойдет); 
  4. Анимация; 
  5. Временные затраты. 

Про каждый способ экономии поговорим отдельно, а потому будет серия из 5 постов. Этот первый и он про методику.

Как можно сэкономить через методику? 

1. Единая схема для типовых курсов.
Внутри каждой компании есть большое количество типовых учебных курсов, которые основываются на типовых документах и материалах. При создании работа над каждым курсом ведется индивидуальная, заново делается сценарий и проектировании, заново ведется все разработка.

Сейчас нам нужны шаблонные решения. Например, у нас есть серия инструкций для производства. Все они составлены с единой структурой, с единой последовательностью представления материала. И таких инструкций - скажем 20. Проанализировав их все, мы можем составить единую структуру для всех курсов по инструкциям и сделать схему типового электронного курса. Затем, с каждой новой инструкцией нам не нужно будет работать отдельно, мы пойдем по методической схеме и не станем изобретать что-то новое, на что уходит и время и деньги. На выходе: курс делается быстрее и быстрее запускается. Кстати, именно поэтому все инструкции пишуться по одной структуре - чтобы не придумывать каждый раз новое. Стандарты - отличный способ экономии.

2. Система обучения из нескольких курсов. 
Если анализировать обучение в рамках одной крупной темы, то курсы всегда будут связаны. Например, если взять цикл курсов по управлению талантами, то там будет и оценка и обратная связь и диалог о целях и наставничество и еще многое другое. Если взять тему «Оценка», то ее как правило завершают разделом «Обратная связь». А потом идет отдельный курс «Обратная связь», потому как тема важная и ее нужно раскрыть. Получается, что у нас повторы в курсах, а повтор - это двойные затраты на разработку. И такое бывает в большом количестве курсов, когда хотя бы 10-15 слайдов повторяются, а ведь это тоже деньги.

Перед запуском разработки каждого отдельного курса нужно проверить, как он встраивается в систему обучения. Что пойдет перед ним, что после него, есть ли уже что-то на эту тему, нужно ли делать заново? Если взять историю про курс «Обратная связь», то тут стоило заранее подумать, что после оценки нужно сразу давать обратную связь, а потому и материал нужно будет именно так давать. Тогда, чтобы избежать повторов, мы делаем сразу оба курса или запускаем только тогда, когда оба готовы. Если же нужно срочно, то делаем в «оценке» часть про обратную связь, но делаем так, чтобы ее можно было повторно использовать. Примерно 1/4 разработки так можно снять - просто убрав повторы.

Тут, кстати, стоит заменить, что подход с формированием системы позволяет и слушателям учиться более эффективно - меньше повторов и обучение построено логично, легче воспринимается.


Проектирование архитектуры курсов и системы обучения по теме может сократить до 1/4 затрат на разработку электронных курсов. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела