К основному контенту

Широкая целевая аудитория: как сделать 1 курс для всех?

Мы об этом часто говорим: нам нужен курс, целевая аудитория очень широкая, у всех разный уровень знаний. Сделать несколько курсов нет возможности по времени и по бюджету. Сделаем короткий - будет недостаточно тем, кто еще не очень сильно владеет темой. Полный и большой курс - будет перебор для тех, кому нужна только часть информации.

При разработке часто эта задача решается внутри курса. Делается 2-3 ветки прохождения - для новичка, для эксперта или для какого-то среднего значения. В зависимости от выбранного статуса слушатель получает или полную версию или только части материала.

Сложность с таким решением возникает в тот момент, когда слушатель должен сам принять решение о своем уровне подготовки. Да и в целом возникает вопрос, насколько объективно сотрудник может сам себя оценить по тому или иному вопросу? И не пойдет ли он по той траектории, которая для него совсем не подходит? Поймет ли, что нужно менять траекторию, если что-то непонятно или что-то слишком детально?

Задачу лучше всего решать на стороне СДО. Точнее - совмещая возможности курса и СДО.
1) У нас есть портал, на котором есть данные о слушателях. Например, у нас тут есть результаты тестирования по теме, которые определяют уровень знаний перед обучением.
2) У нас есть курс, в котором есть 2 ветки - для новичка и для эксперта.
3) Настаиваем взаимодействие между курсом и СДО: курс из СДО забирает данные о слушатели и на основе заданного параметра направляет его к нужной ветке. Например, на пре-тесте слушатель набрал менее 60 баллов - слушатель идет по траектории "новичок", а если больше 60 баллов - то "эксперт". Сам слушатель в этот момент не будет знать, что есть выбор траекторий, он сразу переходит к обучению.
4) Результат прохождения курса и теста/упражнений передаем обратно в СДО, где меняется статус слушателя относительно данной темы обучения.

Условием выбора траектории могут самые разные параметры: результаты пре-теста, должность, на которой работает сотрудник, статус, который ему был задан в результате каких-то иных действий. Это могут быть также данные о результатах обучения по другим курсам или просто факт прохождения курсов по аналогичным или смежным тематикам.

У нас такие настройки получается делать в WebTutor. В итоге - достаточно эффективный способ определения особенностей целевой аудитории и передачи ей нужных знаний. Особенно, если еще получается сделать пре-тест, то слушатели почти всегда довольны тем, что они получают только то, что им нужно. 

Комментарии

Unknown написал(а)…
Т.е. природу не обманешь - чтобы соответствовать целевым аудиториям разного уровня, нужны разные курсы... А являются ли они отдельными SCORM-объектами, или это ветки траектории внутри формально одного курса - вопрос сугубо технологический. Более того, если в случае с несколькими SCORM логика управления переходами по данным из СДО совершенно прозрачна и легко программируется, то передача данных из СДО внутрь SCORM курса - вещь уже нетривиальная (сделать это можно, будучи специалистом в конкретной СДО, но, насколько помню, это уже по сути хак, не соответствующий стандарту SCORM).
Итого - из-за нежелания заказчика платить за два курса, делаем еще более трудоемкую работу: вписываем в один курс две траектории и систему получения данных из СДО. Заказчик, наверное, будет доволен (и укрепится во мнении, что он прав и надо в будущем посильнее давить на этих разработчиков - вот смогли же за те же деньги сделать все в одном курсе!). А какова экономика такого проекта со стороны разработчика? Может быть, стоит все же попробовать объяснить всю эту механику заказчику и найти возможность сделать 2 модуля разного уровня (а не шить из одной шкуры 7 шапок, раз заказчик так хочет?)
Сергей Колков написал(а)…
…делать это можно, будучи специалистом в конкретной СДО, но, насколько помню, это уже по сути хак, не соответствующий стандарту SCORM…
Нет там никакого хака! SCORM - это правила взаимодействия различных элементов СДО. Именно СПЕЦИАЛИСТ и должен думать какие данные передавать СДО <-> Курс. Неспециалисту обычно достаточно получить статус пройден/не пройден.

Пример с траекториями для уровней новичок/средний/эксперт, наверно, не очень показателен. Мне трудно представить возможность пересечения этих траекторий. Они, скорее, последовательные. Поэтому и возникает альтернатива – создание нескольких самостоятельных модулей. Если же рассмотреть возможность пересечения траекторий, а это возможно если берем уровни начальник/подчиненный или работники разных подразделений, работающие над одним проектом… Задача становится более интересной и, действительно, более сложной. Тогда, хотя бы из соображений ремонтопригодности курса, есть смысл делать один модуль. Например, большинство вводных будут одинаковыми, а подходы к решению могут быть разные – в этот момент и происходит ветвление траектории.
Павел Безяев (Webct) написал(а)…
А зачем так сложно - в scorm что-то из СДО передавать? Собрали курс из теста и трех отдельных модулей и для каждого модуля условия доступа прописали по итогам предтеста. Стандартный функционал WebTutor. Еще помню что мы такие разноуровневые курсы еще в WebCT делали 1998 год выпуска :)
Сергей Колков написал(а)…
Павел, не в обиду...
Решение в аккурат 98 года выпуска!
На дворе 15-й, а на носу 16-й )))
Павел Безяев (Webct) написал(а)…
Сергей, не в обиду, но в том и фишка что мы ЭТУ задачу решали еще в 2002 году, а тут на лицо поиск сложных путей для решения той же задачи. Это доя повышения добавленной стоимости?
Сергей Колков написал(а)…
Павел, простые решения хороши тем что они дешёвые и живут очень долго. Но задача усложнилась! Уже недостаточно на три уровня (новичок/средний/эксперт) иметь 3 фиксированные траектории. Тогда, действительно, можно сделать 3 модуля и связать их в одном курсе на уровне редактора курсов или ЛМС. Задача в том, чтобы на те же 3 уровня от «новичка» до «эксперта» сделать n (а лучше N) траекторий. После презентации новой версии WT на клиентской конференции WS я понял, что он только подбирается к решению подобной задачи.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Коллеги, спасибо вам за комментарии! Очень приятно, что тема актуальна и вы ее обсуждаете.

Траектория очень нужна в момент, когда обучение по уровням не будет последовательным. Например, когда у нас человек со статусом новичок, потому что ему нужен полный объем материала по теме. А эксперту нужны только какие-то части. При этом мы не можем сами определить, какой именно объем нужен. Тогда мы делаем пре-тест, по его результатам делаем назначение траектории. И она будет индивидуальной для каждого, так как результаты разные. Для такого подхода нужно будет делать много мелких модулей.

А вот в примере, о котором я писала в посте, я решаю не только задачу траектории. Мне не нравится, когда решение об уровне знаний принимает сам слушатель. Это с одной стороны. А с другой стороны, тут прав Алексей, не все готовы платить за 2 курса, потому что даже просто двойная сборка требует дополнительных затрат.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела