К основному контенту

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать.

Какая информация вам потребуется для создания концепции?
  1. Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить.
  2. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения. 
  3. Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать?
  4. Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит? 
  5. Как делается то, что нужно делать в итоге? - Шаги выполнения задачи, тонкости и трудности. Д
Для самой концепции последний пункт списка можно описывать кратко, основные моменты. Потом, при разработке, нужно будет уже детально проводить анализ, собирать всю информацию. Сейчас же важна последовательность, основные тонкости и трудности. 

Еще нужна техническая информация, которая определит границы создаваемого решения - какие технологии можно использовать, что может ваш инструмент разработки, что умеют делать на ПК потенциальные слушатели, какой у них будет компьютер и канал связи. 

И последний блок орг. вопросов - сколько времени у вас есть на создание курса и какой бюджет. Как ни крути, от этих параметров многое зависит, например уровень интерактивности, которая может быть и не дорогая, но достаточно трудоемкая. 

Когда основная информация есть на руках, начинаем делать из нее выводы и собирать данные для самой идеи курса: 
  • где может происходить то действие, которые сотруднику предстоит освоить? 
  • нужно ли сотруднику сделать это действие самому или он может за кем-то наблюдать, искать ошибки, направлять? 
  • есть ли какие-то планы, циклы, показатели у того действия, которому мы учим? 
  • в какой последовательности выполняются те действия, которым учим? 
Концепция может быть как прямолинейной, то есть мы описываем то место и тот процесс, который будет происходить в реальности. 
Офис компании, перед сотрудником стоит задача проверить помещение на соблюдение техники безопасности. 
Сотрудник просыпается утром и ему нужно правильно подобрать одежду для выхода на работу. При этом у него есть определенные план на день, с учетом которых он должен одеться. 
Может быть также и метафора, то есть мы рассказываем некоторую историю или сказку. Это достаточно опасная вещь, потому что человеку может быть потом трудно перенести "сказочные" знания в реальность. Но при этом, например для адаптационных курсов, такие истории и сюжеты - очень полезны.
Герой отправляется в поездку по скандинавским странам. В первый день поездки ему нужно снять деньги в банкомате, он находит банкомат с интересным и ярким логотипом с оленем и пока стоит в очереди изучает символику и короткие блоки истории банка. Сняв деньги он понимает, что именно в такой яркой и интересной компании он хочет работать. Приехав в Россию он находит этот банк и идет туда устраиваться на работу. По мере того, как он изучает своего потенциального работодателя, он проникается и историей и культурой компании. И когда приходит на работу ему остается узнать только о внутренних делах банка и он готов приступать к новому рабочему дню в новой компании.
Сюжет с историей можно строить только тогда, когда у вас на руках есть все материалы и вы сразу "примеряете", как и где вы сможете тот или иной материал подать. Иначе может так получится, что вы не сможете его встроить в курс или будет видно, что "шито белыми нитками".

Итак, у нас есть понимание по месту действия. Теперь нужны сами действия, которые будет делать человек. И здесь мы также должны подумать о том, как мы будем давать ему теорию. Решение этого вопроса зависит от целевой аудитории: если они про тему обучения вообще ничего не знают, то сначала мы должны дать теорию в каком-то виде, а только потом давать практику. Если же люди уже в теме, то можно сразу давать задачи, которые нужно решать.

Самое главное, что в курсе человек должен делать действия, максимально близкие к реальности:

  • Пожарная безопасность - замечать и устранять нарушения, предотвращать кризисные ситуации; 
  • Дресс-код - правильно подбирать одежду, видеть, когда что-то не соответствует принятому в компании дресс-коду; 
  • Адаптационный курс - адаптироваться в компании, знакомиться с людьми, пробовать делать те задачи, которые ему нужно будет делать в процессе работы. 
В концепции мы кратко пишем о том, что именно слушатель будет делать, какие перед ним стоят задачи, что он делает для их выполнения (выбирает вариант действия, перетаскивает объекты и тд), как он получает обратную связь. Также показываем, в какой момент будет теория, в какой момент практика, как завершается курс и при каких условиях. 

В результате получается примерно следующее описание курса (в скобках по тексту - комментарии с выводами для разработки): 

Курс по пожарной безопасности в офисе. 
Целевая группа - все сотрудники офисов компании. Уровень знаний по теме - бытовой, знают большинство правил, но не обращают на них внимания. Хорошо владеют ПК (можно делать упражнения с любой механикой, в том числе - перетаскивание). Возможностей для прослушивания звука нет. Мощность ПК - выше средней, Интернет-канал - хороший. 
  
Что должно быть в итоге - сотрудник должен обращать внимание на потенциальные нарушения пожарной безопасности и устранять их. (То есть мы должны в курсе сделать такое количество повторений, чтобы у слушателя пропечаталось, что огнетушитель нельзя прятать.). 
Отношение к теме обучения: "С чего вы взяли, что мы не знаем таких элементарных вещей?" (то есть учить нельзя, нужно дать организовать пожар в курсе). 

Концепция курса: 
Слушатель видит офис, вид сверху. В офисе - много рабочих мест, мебели и прочих предметов, которые бывают в офисе (для наглядности тут можно поставить картинку с таким офисом). Особого порядка в офисе нет. Перед слушателем ставится задача: "Очевидно, что пожар в офисе не входит в наши планы на сегодня. Перед началом рабочего дня нужно проверить, что все так, как должно быть. Вы можете стать спецом по пожарной безопасности и максимально быстро проверить все кабинеты офиса". (Перед слушателем задача, с ограничением по времени. Так как наша ЦА уверена, что они все знают, они тут же решат, что могут все и быстро сделать). Слушатель ищет на экране: угрозы, потенциальные очаги, нарушения и тд (зависит от материала, который у нас есть по теме). Основная задача - найти все нарушения во всех офисах (их будет 5). После каждого видим сколько времени ушло и видим какие нарушения мы пропустили и к чему это может привести. Идет в следующую комнату и так далее. Если человек не делает ошибок, все ищет верно, то в конце курсе получает красочный сертификат с новым званием (тут можно сделать что-то шутливое). А если делает ошибки, то сертификат даем тоже шуточный, но что-то вроде "В предотвращении пожаров вы пока новичок". Такой сертификат мало кто захочет и люди будут повторять игру снова и таким образом запоминать лучше. В самом конце курса можно дать несколько слайдов или ролик с основными опасностями, которые могут подстерегать человека в офисе. 

По такой концепции разработчику, то есть вам, будет очень просто понять, что именно вам нужно собрать для полноценного курса и что продумать. Это ваша канва для размышлений. Ее же смело можно показать руководителю, особенно если добавить в нее пояснения, почему именно так нужно делать и какой эффект в обучении это даст. 


Комментарии

teleinfo написал(а)…
Нормальный текст для начинающего.
Unknown написал(а)…
Вот ещё отличная информация - ппро педагогический дизайн в составлении электронных курсов.
http://y-coach.ru/pedizayn/

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.