К основному контенту

Какой e-learning в Российских компаниях?

В четверг-пятницу на прошлой неделе проводила тренинг по педагогическому дизайну. Открытый, для всех желающих. Подобралась отличная группа, часть участников - хорошие знакомые из e-learning-цеха. Работать было приятно и легко. Делали разные задания, пробовали новые знания на практике. И вот уже далеко не первый раз я внимательно изучала профиль e-learning в российских компаниях.

1) Большинство e-learning специалистов тратят существенное время на то, чтобы объяснить руководству, что в курс не нужно класть весь материал, который передан на разработку, потому что его все равно никто не запомнит. Еще доказывают, что тесты - это не проверка знаний и что имеет смысл сделать что-то более существенное и интересное, например ролевые игры и тренажеры.

2) Внутренняя борьба занимает очень много времени и сил, сильно сокращая возможности для творчества и поиск интересных решений.

3) За материалы курсов чаще всего отвечают не реальные практики, а те, кто был практиком, а потом стал экспертом, частично потеряв связь с реальностью. В итоге в курсах не хватает реальных примеров, а многие учат тому, как хотелось бы, чтобы было, но не тому, что есть на самом деле. А для того, чтобы делать так, как написано в курсе, у сотрудников просто нет ни ресурсов, не возможностей. В итоге получается, что обучение очень часто идет в разрез с реальностью работы в компании, получается бесполезным и неактуальным, в итоге - снижается уважение к нему и мотивация к дальнешему участию.

4) Почти никто не задается вопросами: "Что должны знать сотрудники после обучения?" и "Что они с изученным должны делать на работе, как они этим должны пользоваться?". Потому получается, что в курсах масса материала, которую люди "должны знать", а что с этими знаниями делать не понятно. Связи с реальностью нет, эффективность обучения - низкая.

В очередной раз я подумала, что все-таки есть некоторая системная проблема обучения внутри компаний в целом, а не в самом e-learning. Не совсем понятно, кого и зачем обучают, а более того - что именно должен знать каждый человек в компании для того, чтобы хорошо выполнять свою работу. И что удивительно, что именно ответ на этот вопрос может очень качественно оптимизировать ресурсы, которые мы тратим на обучение - отвечая на него, мы можем сильно сократить объем материала, который мы должны передавать людям, а, значит, и на разработку нужно будет меньше ресурсов и само по себе восприятие будет эффективнее, потому как "чем меньше, тем лучше". 

Комментарии

Vladimir Naumov написал(а)…
Как вы правы, Елена, к сожалению. (К сожалению не для вас или не для меня, а для дела обучения).
Похоже, глубоко глубинные мотивы запуска и реализации eL в иных компаниях и их состыковка в реальными производственными процессами идут каким-то странными курсами, одновременно и параллельными и расходящимися в пространстве.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Владимир, вы знаете, есть вообще такое ощущение, что состыковкой, как таковой, вообще никто не занимается. Внедреям e-learning! Это дешево! Взяли и убрали какое-то очно обучение, сразу видно, что дешевле стало. Особенно, когда курс сделанный на замену - текст-текст+тест. А вот что в итоге выходит, кроме результата тестирования и баллов в СДО, никто не смотрит. Если бы смотрели - мысли бы пришли в голову, потому что сразу видно, что не так.
Unknown написал(а)…
Я вижу здесь проявление одной из глубинных проблем российского бизнеса вообще - сознательное и бессознательное предпочтение беспорядка и "ручного управления" - прозрачности и ясности бизнес-процессов. Причем это поддерживается и снизу (помните классическую кладовщицу, у кторой все было разложено так, что никто кроме нее деталь найти не мог), так и сверху - руководство бардак считает методом защиты бизнеса от кражи информации, средством маскировки не совсем легальных сторон бизнеса и т.п. Вот и получается - на словах руководство радеет за то, чтобы сотрудники работали строго по бизнес-процессу, а на деле - этот процесс или недокументирован вовсе, либо в документах описан какой-то миф - как должно быть в идеале или как хотят представить контрольным органам. А работают по понятиям.
Петров И.Е. написал(а)…
Елена, на мой взгляд в Российских компаниях в топ менеджменте, да в общем и в государстве напрочь отсутствует понимание, что управление персоналом, бизнес процессами и знаниями в организации(eL), это взаимоувязанные элементы и для достижения высокой эффективности нельзя их пускать на самотек. Но самая большая проблема тут, даже не в этом, а в том что в РФ в сложившемся менеджменте преобладает или доминирует экономическое управление, иными словами балом правят экономисты, для которых первичны деньги и не как не команда разработчиков(производственников), и конечно для них вторичны результаты дела((( И ЭТО на государственном уровне, если посмотреть все нормативные акты РФ то все они касаются защиты интересов финансового менеджмента, но ни как не инженерного дела, отсюда и последствия, профонация и имитация как норма жизни, и видимо пока не сменим ВВП и ЕР ни чего не изменится(((

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...