На прошлой неделе делала концепцию курса по электробезопасности. Когда получила материал все казалось просто и понятно. Детальное изучение вызвало некоторый ступор. Материал составлен из правил и инструкций, языком чуть сложнее вот этого. Материала очень много - больше 120 стр мелким и убористым. Графики минимум, потому что где вы видели в инструкция графику?! Понять что там и зачем - очень трудно.
Заказчика, который подготовил такой материал понять можно. Нужно, чтобы все сотрудники компании прошли обучение и, наверно, затем аттестацию по электробезопасности. Причин, по которым это нужно, множество - тут проверки разными службами, тут и соображения простой реальной безопасности. Много всего. Материалы подготовлены в сторогом соответствии с теми инструктивными материалами, которые доступны. И они именно так написаны. И именно поэтому их никто не читает. Даже если их учат наизусть, чтобы сдать тест. Даже если не тест, а экзамент. Их не читают. Точнее не так - читают, но не запоминают. Не запоминают в контексте использования. Потому что мы так не думаем. Мы думаем проще и слова используем простые и предложения строим по-другому. Поэтому этот материал не для нас.
Теперь из этого материала нужно сделать курс. И когда разработчик смотрит на этот материал, когда он пытается вникать (я чуть было не написала "вникает"), то он понимает, что ничего не понимает. А курс делать надо. И сроки короткие. И что делать не понятно. Переписать - нет времени и ресурса. Рисовать графику - сложно и не все могут. И опять же время. И получается примерно так, как на картинке. Материал представлен, картинка вроде про электричество.
Еще стоит помнить, что такие курсы объемные, текста там много. Поэтому даже просто сделать такие слайды - уже пара недель уйдет. В итоге получается как раз то, что мы так часто ругаем - курсы модели ТТ, Текст + Тест.
И этот курс никто читать не будет. Потому что такое не читают почти. Крайне редко. А как узнают информацию? Очень просто: поговорят с коллегами, почитают что-то в интернете, попадут в историю и на собственном опыте сообразят, получат втык от начальства и тоже поймут. То есть изучат это все в реальных ситуациях. При этом тема опасная. И то, что человек сдал тест по ней на 100 баллов защищает компанию от проблем со службами в случае несчастного случая (Не дай Бог!), но никак не снимает ответственность в реальности. Потому как после изучения такого курса никто ничему реально не научится.
В курсе должны быть реальные ситуации. Они учат. Но вот для этого нужно уже хорошо думать. Начнем с того, что половину материала нужно будет убрать, потому что ни в одну ситуацию его не включишь. Можно убрать хотя бы то, что применимо реже 1 раза в квартал в деятельности типичного слушателя этого курса. Оставить только то, что реально происходит.
Самый простой вариант - пойти к сотрудникам, которые в компании уже некоторое время работают и которые по данной теме новым сотрудникам отвечали на вопросы. И они подскажут - какие вопросы задают, какие ошибки делаеют, как и когда. И вот из этого делаем ситуации, даем туда правила, даем туда то, что нужно реально для безопасности человека на работе. И получаем и активное обучение и реальную пользу.
Да, тут сразу возникнет вопрос - а как же финальный тест? Да, с ним будет большая проблема. Потому что для такого варианта, о котором я говорю, прямая подача с буллетами и текстом не подойдет совсем, а вот в тесте придется отвечать на формальные вопросы. Тут мы либо тест переписываем русским языком либо делаем вместо теста прохождение интерактивных кейсов.
Скучные курсы - это не всегда отсутствие креатива разработчика. Иногда он просто не понимает, что именно делать - учить или соблюдать требования и нормы.
Заказчика, который подготовил такой материал понять можно. Нужно, чтобы все сотрудники компании прошли обучение и, наверно, затем аттестацию по электробезопасности. Причин, по которым это нужно, множество - тут проверки разными службами, тут и соображения простой реальной безопасности. Много всего. Материалы подготовлены в сторогом соответствии с теми инструктивными материалами, которые доступны. И они именно так написаны. И именно поэтому их никто не читает. Даже если их учат наизусть, чтобы сдать тест. Даже если не тест, а экзамент. Их не читают. Точнее не так - читают, но не запоминают. Не запоминают в контексте использования. Потому что мы так не думаем. Мы думаем проще и слова используем простые и предложения строим по-другому. Поэтому этот материал не для нас.
Теперь из этого материала нужно сделать курс. И когда разработчик смотрит на этот материал, когда он пытается вникать (я чуть было не написала "вникает"), то он понимает, что ничего не понимает. А курс делать надо. И сроки короткие. И что делать не понятно. Переписать - нет времени и ресурса. Рисовать графику - сложно и не все могут. И опять же время. И получается примерно так, как на картинке. Материал представлен, картинка вроде про электричество.
Еще стоит помнить, что такие курсы объемные, текста там много. Поэтому даже просто сделать такие слайды - уже пара недель уйдет. В итоге получается как раз то, что мы так часто ругаем - курсы модели ТТ, Текст + Тест.
И этот курс никто читать не будет. Потому что такое не читают почти. Крайне редко. А как узнают информацию? Очень просто: поговорят с коллегами, почитают что-то в интернете, попадут в историю и на собственном опыте сообразят, получат втык от начальства и тоже поймут. То есть изучат это все в реальных ситуациях. При этом тема опасная. И то, что человек сдал тест по ней на 100 баллов защищает компанию от проблем со службами в случае несчастного случая (Не дай Бог!), но никак не снимает ответственность в реальности. Потому как после изучения такого курса никто ничему реально не научится.
В курсе должны быть реальные ситуации. Они учат. Но вот для этого нужно уже хорошо думать. Начнем с того, что половину материала нужно будет убрать, потому что ни в одну ситуацию его не включишь. Можно убрать хотя бы то, что применимо реже 1 раза в квартал в деятельности типичного слушателя этого курса. Оставить только то, что реально происходит.
Самый простой вариант - пойти к сотрудникам, которые в компании уже некоторое время работают и которые по данной теме новым сотрудникам отвечали на вопросы. И они подскажут - какие вопросы задают, какие ошибки делаеют, как и когда. И вот из этого делаем ситуации, даем туда правила, даем туда то, что нужно реально для безопасности человека на работе. И получаем и активное обучение и реальную пользу.
Да, тут сразу возникнет вопрос - а как же финальный тест? Да, с ним будет большая проблема. Потому что для такого варианта, о котором я говорю, прямая подача с буллетами и текстом не подойдет совсем, а вот в тесте придется отвечать на формальные вопросы. Тут мы либо тест переписываем русским языком либо делаем вместо теста прохождение интерактивных кейсов.
Скучные курсы - это не всегда отсутствие креатива разработчика. Иногда он просто не понимает, что именно делать - учить или соблюдать требования и нормы.
Комментарии
На этаже в каждом углу, где совершаются какие-то рабочие действия- тоже плакатики (вопрос-да/нет- стрелочка ....).
Это так-информация к размышлению:-).