К основному контенту

Откуда берутся скучные курсы?

На прошлой неделе делала концепцию курса по электробезопасности. Когда получила материал все казалось просто и понятно. Детальное изучение вызвало некоторый ступор. Материал составлен из правил и инструкций, языком чуть сложнее вот этого. Материала очень много - больше 120 стр мелким и убористым. Графики минимум, потому что где вы видели в инструкция графику?! Понять что там и зачем - очень трудно.

Заказчика, который подготовил такой материал понять можно. Нужно, чтобы все сотрудники компании прошли обучение и, наверно, затем аттестацию по электробезопасности. Причин, по которым это нужно, множество - тут проверки разными службами, тут и соображения простой реальной безопасности. Много всего. Материалы подготовлены в сторогом соответствии с теми инструктивными материалами, которые доступны. И они именно так написаны. И именно поэтому их никто не читает. Даже если их учат наизусть, чтобы сдать тест. Даже если не тест, а экзамент. Их не читают. Точнее не так - читают, но не запоминают. Не запоминают в контексте использования. Потому что мы так не думаем. Мы думаем проще и слова используем простые и предложения строим по-другому. Поэтому этот материал не для нас.

Теперь из этого материала нужно сделать курс. И когда разработчик смотрит на этот материал, когда он пытается вникать (я чуть было не написала "вникает"), то он понимает, что ничего не понимает. А курс делать надо. И сроки короткие. И что делать не понятно. Переписать - нет времени и ресурса. Рисовать графику - сложно и не все могут. И опять же время. И получается примерно так, как на картинке. Материал представлен, картинка вроде про электричество.

Еще стоит помнить, что такие курсы объемные, текста там много. Поэтому даже просто сделать такие слайды - уже пара недель уйдет. В итоге получается как раз то, что мы так часто ругаем - курсы модели ТТ, Текст + Тест.

И этот курс никто читать не будет. Потому что такое не читают почти. Крайне редко. А как узнают информацию? Очень просто: поговорят с коллегами, почитают что-то в интернете, попадут в историю и на собственном опыте сообразят, получат втык от начальства и тоже поймут. То есть изучат это все в реальных ситуациях. При этом тема опасная. И то, что человек сдал тест по ней на 100 баллов защищает компанию от проблем со службами в случае несчастного случая (Не дай Бог!), но никак не снимает ответственность в реальности. Потому как после изучения такого курса никто ничему реально не научится.

В курсе должны быть реальные ситуации. Они учат. Но вот для этого нужно уже хорошо думать. Начнем с того, что половину материала нужно будет убрать, потому что ни в одну ситуацию его не включишь. Можно убрать хотя бы то, что применимо реже 1 раза в квартал в деятельности типичного слушателя этого курса. Оставить только то, что реально происходит.

Самый простой вариант - пойти к сотрудникам, которые в компании уже некоторое время работают и которые по данной теме новым сотрудникам отвечали на вопросы. И они подскажут - какие вопросы задают, какие ошибки делаеют, как и когда. И вот из этого делаем ситуации, даем туда правила, даем туда то, что нужно реально для безопасности человека на работе. И получаем и активное обучение и реальную пользу.

Да, тут сразу возникнет вопрос - а как же финальный тест? Да, с ним будет большая проблема. Потому что для такого варианта, о котором я говорю, прямая подача с буллетами и текстом не подойдет совсем, а вот в тесте придется отвечать на формальные вопросы. Тут мы либо тест переписываем русским языком либо делаем вместо теста прохождение интерактивных кейсов.

Скучные курсы - это не всегда отсутствие креатива разработчика. Иногда он просто не понимает, что именно делать - учить или соблюдать требования и нормы. 

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
А готовый курс по такой тривиальной теме купить в России можно?
VirtDiva написал(а)…
И тут я вспомнила, как 40 лет назад начинала работу мл. библиотекарем в Библиотеке им. Ленина (ныне РГБ). Пока от входного турникета до своего этажа шла на стенах ясные в своей примитивности в единую ленту выстроенные плакаты: верхний ряд "путь книги", нижний "путь читательского требования", где схематично показано, что в каждом узле одного из этих бизнес-процессов (в современном понимании)происходит, какие решения принимаются и как действовать далее, исходя из принятого решения (вопрос-да/нет-стрелочка от Да и от Нет к следующему вопросу...). Пока дойдешь до своего этажа ощутишь себя важным винтиком громадного механизма, от которого многое зависит.
На этаже в каждом углу, где совершаются какие-то рабочие действия- тоже плакатики (вопрос-да/нет- стрелочка ....).
Это так-информация к размышлению:-).

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...