К основному контенту

Откуда берутся скучные курсы?

На прошлой неделе делала концепцию курса по электробезопасности. Когда получила материал все казалось просто и понятно. Детальное изучение вызвало некоторый ступор. Материал составлен из правил и инструкций, языком чуть сложнее вот этого. Материала очень много - больше 120 стр мелким и убористым. Графики минимум, потому что где вы видели в инструкция графику?! Понять что там и зачем - очень трудно.

Заказчика, который подготовил такой материал понять можно. Нужно, чтобы все сотрудники компании прошли обучение и, наверно, затем аттестацию по электробезопасности. Причин, по которым это нужно, множество - тут проверки разными службами, тут и соображения простой реальной безопасности. Много всего. Материалы подготовлены в сторогом соответствии с теми инструктивными материалами, которые доступны. И они именно так написаны. И именно поэтому их никто не читает. Даже если их учат наизусть, чтобы сдать тест. Даже если не тест, а экзамент. Их не читают. Точнее не так - читают, но не запоминают. Не запоминают в контексте использования. Потому что мы так не думаем. Мы думаем проще и слова используем простые и предложения строим по-другому. Поэтому этот материал не для нас.

Теперь из этого материала нужно сделать курс. И когда разработчик смотрит на этот материал, когда он пытается вникать (я чуть было не написала "вникает"), то он понимает, что ничего не понимает. А курс делать надо. И сроки короткие. И что делать не понятно. Переписать - нет времени и ресурса. Рисовать графику - сложно и не все могут. И опять же время. И получается примерно так, как на картинке. Материал представлен, картинка вроде про электричество.

Еще стоит помнить, что такие курсы объемные, текста там много. Поэтому даже просто сделать такие слайды - уже пара недель уйдет. В итоге получается как раз то, что мы так часто ругаем - курсы модели ТТ, Текст + Тест.

И этот курс никто читать не будет. Потому что такое не читают почти. Крайне редко. А как узнают информацию? Очень просто: поговорят с коллегами, почитают что-то в интернете, попадут в историю и на собственном опыте сообразят, получат втык от начальства и тоже поймут. То есть изучат это все в реальных ситуациях. При этом тема опасная. И то, что человек сдал тест по ней на 100 баллов защищает компанию от проблем со службами в случае несчастного случая (Не дай Бог!), но никак не снимает ответственность в реальности. Потому как после изучения такого курса никто ничему реально не научится.

В курсе должны быть реальные ситуации. Они учат. Но вот для этого нужно уже хорошо думать. Начнем с того, что половину материала нужно будет убрать, потому что ни в одну ситуацию его не включишь. Можно убрать хотя бы то, что применимо реже 1 раза в квартал в деятельности типичного слушателя этого курса. Оставить только то, что реально происходит.

Самый простой вариант - пойти к сотрудникам, которые в компании уже некоторое время работают и которые по данной теме новым сотрудникам отвечали на вопросы. И они подскажут - какие вопросы задают, какие ошибки делаеют, как и когда. И вот из этого делаем ситуации, даем туда правила, даем туда то, что нужно реально для безопасности человека на работе. И получаем и активное обучение и реальную пользу.

Да, тут сразу возникнет вопрос - а как же финальный тест? Да, с ним будет большая проблема. Потому что для такого варианта, о котором я говорю, прямая подача с буллетами и текстом не подойдет совсем, а вот в тесте придется отвечать на формальные вопросы. Тут мы либо тест переписываем русским языком либо делаем вместо теста прохождение интерактивных кейсов.

Скучные курсы - это не всегда отсутствие креатива разработчика. Иногда он просто не понимает, что именно делать - учить или соблюдать требования и нормы. 

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
А готовый курс по такой тривиальной теме купить в России можно?
VirtDiva написал(а)…
И тут я вспомнила, как 40 лет назад начинала работу мл. библиотекарем в Библиотеке им. Ленина (ныне РГБ). Пока от входного турникета до своего этажа шла на стенах ясные в своей примитивности в единую ленту выстроенные плакаты: верхний ряд "путь книги", нижний "путь читательского требования", где схематично показано, что в каждом узле одного из этих бизнес-процессов (в современном понимании)происходит, какие решения принимаются и как действовать далее, исходя из принятого решения (вопрос-да/нет-стрелочка от Да и от Нет к следующему вопросу...). Пока дойдешь до своего этажа ощутишь себя важным винтиком громадного механизма, от которого многое зависит.
На этаже в каждом углу, где совершаются какие-то рабочие действия- тоже плакатики (вопрос-да/нет- стрелочка ....).
Это так-информация к размышлению:-).

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...