Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения. Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит? Как делается то, что н...
Комментарии
Откуда брать работников? Какое образование / опыт / профиль дают наилучший результат?
Какие функции лучше совмещать? Какие наиболее востребованы? Бывает ли человек оркестр, который и человечка нарисует, и во флеше анимацию сделает, и пед.дизайн понимает, и в проблемы клиента вникнуть может. Где провести черту?
У нас просто активная экспансия грядет, и я в буквальном смысле с этими вопросами заснуть не могу.
Тут я еще подключу Алексея Калмыкова, которого попрошу описать роли в e-learning проекте внутри компании.
Все приглашаются к активной дисскусии!
Я думаю, что последовательная декомпозиция вопросов про кадры выглядит так:
1) Что должно быть сделано / делаться постоянно?
2)Соответственно, мы реализуем проект или функцию?
3) Исходя из 3) - что лучше заказать у внешних исполнителей (отдать на аутсорсинг), а что - делать самим?
4) Какие компетенции (причем не верхний, а нижний их уровень!) реально нужны для выполнения этих функций или проекта на требуемом уровне качества?
5) Сколько это стоит на рынке?
6) Могу ли на бюджет, который у меня есть по п.1, купить все компетенции по п.4 в нужном объеме, по ценам п.5? ;)
7) Если нет - возврат на п.4, и пересматриваем либо требования к качеству, либо подходы к технологиям (можно ли добиться тех же результатов дешевле?)
8) Если нет - возврат на п.1 и переопределение целей.
Вообще, imho, это немного вопрос вкусовщины и личных предпочтений руководителя, сложившейся корпоративной культуры и т.п. - так как можно и на эмоциональном уровне найти доводы "за" и "против" (согласитесь, обычное восприятие термина "человек-оркестр" - это уже некоторая установка на то, что это не полноценный оркестр, а так... уличный трюкач. А с другой стороны - "узкий специалист подобен флюсу"). А на практике - работает и универсализация, и специализация.
Моя сугубо личная позиция по этому поводу - скорее предпочитаю "универсалов" (да и сам им являюсь).
Плюсы наличия в команде e-learning универсалов:
1)Будет естественным образом поддерживаться цельность подходов, педагогической и технической составляющей e-learning
2) Проще можно относиться к планированию ресурсов
3) !!! эффект синергии (считаю самым важным. Если человек одновременно является экспертом в предметной области, квалифицированным специалистом в педагогике и ИТ-стороне дистанционного обучения) - эффективный курс будет получен с явной "дельтой" - быстрее,проще и эффективнее, чем если бы это были разные люди.
4) Практически всегда дешевле, чем несколько узких специалистов
Минусы:
1. Универсал обычно опытнее, старше, дороже, чем один типичный узкий специалист. Он может быть неудобен, он слишком самодостаточен для тех руководителей, котрые хотят сами быть архитекторами обучения.
2. Универсала сложнее заменить. И даже если есть кому раздать специализированные куски - то и сделанная работа, скорее всего, недостаточно документирована, и все связи - "в голове"...
3. Абсолютных универсалов - не бывает :) Я в свое время насчитал полтора десятка ролей, которые в общем случае могут быть в e-learning проекте. На личном примере: Из них - лично я могу сделать лучше всех 2-3 роли, на хорошем профессиональном уровне - еще 3-4, ну и 3-4 на приемлемом. Остальное надо докупать.
Поэтому, на мой взгляд:
- "человек-оркестр" предпочтителен для проектов, причем относительно небольших (которые можно целиком сделать в одиночку под ключ), творческих.
- если нужно, чтобы создание e-learning продуктов шло по индустриальному принципу - без распределения труда не обойтись.
Если конкретней, что не дает спать: как разумно интегрировать mLearning в, к примеру, очное ВУЗовское обучение? стоит ли разрабатывать новые платформы, или правильнее задействовать существующие (твиттер, facebook, google apps, etc)? как строить курсы? для каких предметов это подходит идеально, а для каких - категорически противопоказано?
Аккаунта на блогспоте пока нет, подписался на вас через RSS. :)
Тема мобильного обучения меня все также интересует, иногда что-то пишу на эту тему. Но в России нет практического опыта на эту тему. ну или практически нет. А писать переводные материалы постоянно, без упора на практику мне интересно.
Если мне попадется проект на эту тему или какая-то возможность проекта - то я с удовольствием буду участвовать. Ответы на ваши вопросы я напишу в отдельном посте сегодня.
Спасибо за интерес к блогу.
В блогах действительно пока ничего по этой тематике не писал, т. к. когда пытался - люди практически не реагировали, аудитория не та. Хотя, сейчас тоже подумываю завести специализированный блог на эту тему - хотя бы для упорядочивания собственных мыслей и найденных материалов.
Сейчас разрабатываю проект, точнее пока только модель проекта - в одиночку весь проект поднять невозможно - некой образовательной системы, доступ к которой будет возможен как посредством стандартных ПК + интернет, так и посредством разнообразных мобильных устройств; идея в том, чтобы это не сводилось к простой разработке "полной версии/мобильной версии", а в адаптации (или автоматизации подбора) контента к пользовательским устройствам, пользовательскому уровню подготовки и к предпочтениям пользователя. Ясно, что подобная система вряд ли может рассматриваться как система дистанционного обучения, но, к примеру, для совместно наполняемой базы знаний достаточно интересная модель.