К основному контенту

С чего начать или как подтолкнуть к использованию знаний?

Обучить человек не просто. Но еще сложнее сделать так, чтобы он начал использовать изученное в своей деятельности. Потому обучение - это изменение. А изменение - это всегда сложно. Большинство людей не хотят менять привычный ход вещей, хотят идти понятной дорогой. Это объяснимо - любое нововведение требует дополнительных усилий, самоконтроля и порой силы воли. На это нужны ресурсы, а организм обычно их выделять не горит желанием.

Иногда начать использовать что-то новое мешает автопилот. Он привык действовать определенным образом и не дает нам возможность разорвать сложившуюся цепочку. О том, что нужно было действовать иначе мы вспоминаем уже после события, а иногда и вовсе не вспоминаем.

В корпоративном обучение большинство задач - изменение поведения. Новые правила, регламенты, процессы и продукты. Вместо старого должно быть что-то новое. В этом основной смысл обучения компании: она, компания, развивается, меняется и идет вперед и обучение сотрудников это инструмент, который позволяет всем участникам процесса идти в ногу. Никто не учит просто так, ради расширения кругозора.

Отсюда вопрос: как обучить так, чтобы начали использовать? Некоторое время назад, я писала про толчки к обучению. Теперь задача подтолкнуть к старту. Важно, что речь не идет о мотивации и том, чтобы продать идею. Потому что продать можно и даже увлечь и убедить, но от использования в реальных трудовых буднях это все равно стоит в нескольких шагах. После обучения должен наступить такой момент, когда вместо старого действия я буду делать новое. Хорошо, если меня среда к этому подталкивает и, скажем, старое оборудование нашего цеха заменили на новое и теперь нужно только научиться с ним работать, а по-старому уже точно не получится, не на чем.

Если же среда не особенно помогает (что бывает очень часто), то можно использовать несколько простых толчков.

  1. Первые шаги. После окончания обучения слушателю предлагается скачать документ, в котором описаны первые шаги, которые он может сделать. Задача - рассказать на практике с чего начинать использование новых знаний. Совет этот лучше всего максимально персонализировать. И если весь курс может быть для всех, то рекомендации стоит написать по должности или направлению деятельности или по конкретным задачам. Чем понятнее и проще будут предложенные действия, тем больше шансов, что его сделают.

Пример:

  • Учим управлению временем. В качестве первых шагов можно рекомендовать записать планы на ближайшую неделю по дням, потом проверить, что вышло, а что нет.
  • Учим осознанной безопасности. Предлагаем завтра в процессе поездки на работу обратить внимание, где люди подвергают себя риску.
  • Учим информационной безопасности. Предлагаем пойти в свою папку спама и посмотреть, примеры каких писем из курса там есть.

Задача сделать так, чтобы человек начал делать что-то очень простое. Потому что сложнее всего сделать первый шаг. Когда он будет сделан, возникнет ощущение, что процесс прошел и это потянет за собой другие шаги.

  1. Как выглядит ваш результат? Когда делаешь что-то новое, часто не понятно, ты прав или нет. Вот делаете вы плов первый раз, никогда раньше не делали. Все ли хорошо вы узнаете только тогда, когда положите его в тарелку и попробуете. В процессе вам пока не понятно, правы вы или нет. А когда вы плов сделали раз 20, то вы уже по ходу процесса понимаете, что пошло не так и как это можно исправить.

Потому тем, кто только что-то изучил, нужно показать, какие бывают ошибки, как их распознать и как выглядит ситуация, в которой все хорошо. Это дает ощущение безопасности и помогает начать действовать.

  • В управлении временем можно показать правильные планы и рассказать о том, что чаще всего люди планируют больше, чем могут сделать.
  • В осознанной безопасности рассказать о мелких рисках, которые мы допускаем и которые могут привести к большой проблемы (перебежать на красный на пустой дороге);
  • В ИБ показать типовые ошибки и как их допускают и почему они кажутся не такими страшными в начале. Показать типовые сценарии, которые приводят к ошибкам.

Тут важно вооружить людей фильтром, который поможет отличить правильное от неправильного, а также подстраховать от самых типовых ошибок.

  1. Отключите автопилот. Это, наверно, самый значимый толчок. Мы большую часть действий совершаем на автопилоте. Я тут в Телеграм-канале недавно писала историю про Японские железные дороги, где все сотрудники должны показывать и называть, прежде, чем действовать. Это система отключения автопилота.

При проектировании обучения нужно задать себе несколько вопросов:

  • Что будет мешать слушателям применять новые знания? Какой старый процесс сейчас стоит на том месте, где должен быть новый?
  • Что может помочь вспомнить про новое действие и его выполнить? Как его можно встроить в уже существующую систему?

И тогда можно спроектировать систему отключения автопилота. Вот, к примеру, вам нужно долго пить какие-то таблетки. Несколько месяцев. Первый месяц вы следите за каждым приемом, привыкаете. А потом вдруг начинаете забывать. Выпили или нет? Иногда вообще не понятно, даже намеков нет на то, чтобы понять, было действие или нет. Что делать? Коробочки по дням - как способ проверить, что вы это сделали. Будильник, правильно отключение которого только после того, как лекарства попали в вас. Большая табличка на холодильнике. Все, что будет вам напоминать о том, что нужно сделать.

  • В управлении временем можно предложить поставить себе постоянное напоминание о том, что нужно составить план на неделю. Действует не очень долго, но этого будет достаточно, чтобы привыкнуть. Можно еще предложить отслеживать дни, в которых был план.
  • В осознанной безопасности можно предложить заставку на телефон, которая напомнит о том, за чем нужно следить. И такую же систему, как на японских железных дорогах.
  • В ИБ предложить с каждым письмом считать до 10 прежде, чем решать, как на него отвечать и стоит ли.

Проектируется все это вместе с обучением, может быть иногда даже раньше. Потому что если мы не знаем, что будет человеку мешать применять новое, то как можно построить убедительные и показательные учебные материалы?


Все, что можно переложить в памятки, подсказки и чек-листы - нужно переложить. Шаблоны, примеры, последовательности шагов - все то, что переводит достаточно абстрактные концепции учебных материалов в конкретные шаги, которые я могу уже пойти и сделать. Может быть даже не в конце курса, а по ходу его изучения. Может быть у меня есть шаблон, который я заполняю по мере продвижения по материалам и конце создаю что-то свое и для себя.

Нужно все, чем можно проверить, правильно я иду. Все ли понимаю? Так ли действую? Даже то, что нам кажется очень простым, понятным и очевидным - и это тоже нужно дать в виде помощи слушателю. Потому что простой первый шаг делать намного проще. А за первым обязательно будет второй.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить.