Обучить человек не просто. Но еще сложнее сделать так, чтобы он начал использовать изученное в своей деятельности. Потому обучение - это изменение. А изменение - это всегда сложно. Большинство людей не хотят менять привычный ход вещей, хотят идти понятной дорогой. Это объяснимо - любое нововведение требует дополнительных усилий, самоконтроля и порой силы воли. На это нужны ресурсы, а организм обычно их выделять не горит желанием.
Иногда начать использовать что-то новое мешает автопилот. Он привык действовать определенным образом и не дает нам возможность разорвать сложившуюся цепочку. О том, что нужно было действовать иначе мы вспоминаем уже после события, а иногда и вовсе не вспоминаем.
В корпоративном обучение большинство задач - изменение поведения. Новые правила, регламенты, процессы и продукты. Вместо старого должно быть что-то новое. В этом основной смысл обучения компании: она, компания, развивается, меняется и идет вперед и обучение сотрудников это инструмент, который позволяет всем участникам процесса идти в ногу. Никто не учит просто так, ради расширения кругозора.
Отсюда вопрос: как обучить так, чтобы начали использовать? Некоторое время назад, я писала про толчки к обучению. Теперь задача подтолкнуть к старту. Важно, что речь не идет о мотивации и том, чтобы продать идею. Потому что продать можно и даже увлечь и убедить, но от использования в реальных трудовых буднях это все равно стоит в нескольких шагах. После обучения должен наступить такой момент, когда вместо старого действия я буду делать новое. Хорошо, если меня среда к этому подталкивает и, скажем, старое оборудование нашего цеха заменили на новое и теперь нужно только научиться с ним работать, а по-старому уже точно не получится, не на чем.
Если же среда не особенно помогает (что бывает очень часто), то можно использовать несколько простых толчков.
- Первые шаги. После окончания обучения слушателю предлагается скачать документ, в котором описаны первые шаги, которые он может сделать. Задача - рассказать на практике с чего начинать использование новых знаний. Совет этот лучше всего максимально персонализировать. И если весь курс может быть для всех, то рекомендации стоит написать по должности или направлению деятельности или по конкретным задачам. Чем понятнее и проще будут предложенные действия, тем больше шансов, что его сделают.
Пример:
- Учим управлению временем. В качестве первых шагов можно рекомендовать записать планы на ближайшую неделю по дням, потом проверить, что вышло, а что нет.
- Учим осознанной безопасности. Предлагаем завтра в процессе поездки на работу обратить внимание, где люди подвергают себя риску.
- Учим информационной безопасности. Предлагаем пойти в свою папку спама и посмотреть, примеры каких писем из курса там есть.
Задача сделать так, чтобы человек начал делать что-то очень простое. Потому что сложнее всего сделать первый шаг. Когда он будет сделан, возникнет ощущение, что процесс прошел и это потянет за собой другие шаги.
- Как выглядит ваш результат? Когда делаешь что-то новое, часто не понятно, ты прав или нет. Вот делаете вы плов первый раз, никогда раньше не делали. Все ли хорошо вы узнаете только тогда, когда положите его в тарелку и попробуете. В процессе вам пока не понятно, правы вы или нет. А когда вы плов сделали раз 20, то вы уже по ходу процесса понимаете, что пошло не так и как это можно исправить.
Потому тем, кто только что-то изучил, нужно показать, какие бывают ошибки, как их распознать и как выглядит ситуация, в которой все хорошо. Это дает ощущение безопасности и помогает начать действовать.
- В управлении временем можно показать правильные планы и рассказать о том, что чаще всего люди планируют больше, чем могут сделать.
- В осознанной безопасности рассказать о мелких рисках, которые мы допускаем и которые могут привести к большой проблемы (перебежать на красный на пустой дороге);
- В ИБ показать типовые ошибки и как их допускают и почему они кажутся не такими страшными в начале. Показать типовые сценарии, которые приводят к ошибкам.
Тут важно вооружить людей фильтром, который поможет отличить правильное от неправильного, а также подстраховать от самых типовых ошибок.
- Отключите автопилот. Это, наверно, самый значимый толчок. Мы большую часть действий совершаем на автопилоте. Я тут в Телеграм-канале недавно писала историю про Японские железные дороги, где все сотрудники должны показывать и называть, прежде, чем действовать. Это система отключения автопилота.
При проектировании обучения нужно задать себе несколько вопросов:
- Что будет мешать слушателям применять новые знания? Какой старый процесс сейчас стоит на том месте, где должен быть новый?
- Что может помочь вспомнить про новое действие и его выполнить? Как его можно встроить в уже существующую систему?
И тогда можно спроектировать систему отключения автопилота. Вот, к примеру, вам нужно долго пить какие-то таблетки. Несколько месяцев. Первый месяц вы следите за каждым приемом, привыкаете. А потом вдруг начинаете забывать. Выпили или нет? Иногда вообще не понятно, даже намеков нет на то, чтобы понять, было действие или нет. Что делать? Коробочки по дням - как способ проверить, что вы это сделали. Будильник, правильно отключение которого только после того, как лекарства попали в вас. Большая табличка на холодильнике. Все, что будет вам напоминать о том, что нужно сделать.
- В управлении временем можно предложить поставить себе постоянное напоминание о том, что нужно составить план на неделю. Действует не очень долго, но этого будет достаточно, чтобы привыкнуть. Можно еще предложить отслеживать дни, в которых был план.
- В осознанной безопасности можно предложить заставку на телефон, которая напомнит о том, за чем нужно следить. И такую же систему, как на японских железных дорогах.
- В ИБ предложить с каждым письмом считать до 10 прежде, чем решать, как на него отвечать и стоит ли.
Проектируется все это вместе с обучением, может быть иногда даже раньше. Потому что если мы не знаем, что будет человеку мешать применять новое, то как можно построить убедительные и показательные учебные материалы?
Все, что можно переложить в памятки, подсказки и чек-листы - нужно переложить. Шаблоны, примеры, последовательности шагов - все то, что переводит достаточно абстрактные концепции учебных материалов в конкретные шаги, которые я могу уже пойти и сделать. Может быть даже не в конце курса, а по ходу его изучения. Может быть у меня есть шаблон, который я заполняю по мере продвижения по материалам и конце создаю что-то свое и для себя.
Нужно все, чем можно проверить, правильно я иду. Все ли понимаю? Так ли действую? Даже то, что нам кажется очень простым, понятным и очевидным - и это тоже нужно дать в виде помощи слушателю. Потому что простой первый шаг делать намного проще. А за первым обязательно будет второй.
Комментарии