К основному контенту

Как подтолкнуть к обучению?

О подталкивании и далеко не только в обучении написали отличную книгу Ричард Тайлер и Касс Санстейн - "Nudge. Архитектура выбора". Она про то, что мы все иррациональны и принимаем много неверных решений. Даже там, где решение важное и определяет нашу жизнь. Мы людей вокруг нас поменять не можем, да и сами не сильно можем поменяться. Но если нам нужно помочь принять правильное решение, то мы к нему можем подтолкнуть. Легко. Это и есть перевод слова nudge - легкий, ненавязчивый толчок, как тот, которым мы ребенку подсказываем, куда повернуть. Это не попытка убедить или аргументировать, это не способ заставить. Это поиск инструмента, которым мы можем направить человека в нужное русло, в нужном направлении.

Обучение - процесс для человека взрослого сложный. До определенного момента, пока не закончилась школа, у нас нет выбора и получение знаний является основной деятельностью. Потом появляются альтернативные дела, иногда более важные, иногда более интересные. И даже хорошо понимая, что обучение, особенно профессиональное, может дать очень многое, мы все равно делаем что-то другое. Сознательно или нет, но делаем. Это всегда связывали с мотивацией и там искали инструменты. Но мотивация может быть, а обучение все равно не произойдет. Потому что человек - нерационален.

Мы можем убеждать, приводить веские и рациональные доводы. Можем пугать. И с нами даже согласятся. Но в какой-то момент все идет совсем не плану и мы видим, что даже качественные учебные материалы не дают того результата, который планировался. Обучение могут просто пропускать, бросать и не проходить. Но что еще важнее - все изученное может уходить в песок и не оставлять никакого следа. Потому что применять новое - менять то, что есть сейчас. А status quo человек менять не хочет.

Вот тут самое время подтолкнуть. Не убеждать, не искать правильные слова и не развлекать. А создать условия, в которых человек сделает правильный выбор. Авторы той книги, про которую я говорила в начале, так и называют тех, кто занимается подталкиванием - архитектор выбора. Он создает ту самую систему, попадая в которую человек идет постепенно к нужному действию. И толки, конечно, будут уникальными для каждой компании. Потому что условия разные, среда разная. Но люди - одинаковые. А потому есть несколько общих инструментов, которые могут помочь.

Дефолтные значения. Сейчас маркетологи так часто делают - галочка подписки уже включена, чтобы отказаться, нужно выключить. Это называют опция opt-in. В обучении этот будут автоматические зачисления на курсы - никаких движений от слушателя, максимально простой доступ к информации, единая авторизация (не нужно в СДО пароль вводить). То есть делаем так, чтобы обучение было на расстоянии одного клика. Создание траектории обучения из нескольких курсов, например на несколько месяцев вперед, тоже работает как дефолтное значение. Путь уже есть, он понятен, остается только идти к цели.

Сюда же можно отнести еще такой прием, как отправка в календарь задачи/встречи на обучение. По сути - бронируем время сразу и напоминаем, что это нужно сделать. Понимая, что обучение проходит в рабочее время, мы под него сразу выделяем время. Да, слушатель может перенести его, но событие уже есть и о себе напомнит.

И здесь же можно использовать толчок "четкие инструкции". Как раз про траектории и путь обучения, которые описаны выше - это набор понятных действий, которые нужно выполнить. Чем понятнее задача, тем меньше сомнений и пространства для выбора. Чем меньше выбор, тем быстрее приступают к задаче и меньше выбирают. Отсутствие инструкций по сути - выбор варианта выполнения задачи. Это свобода, но не многие могут есть правильно воспользоваться. Проблема выбора связана с тем, что не у всех есть критерии и фильтры для выбора, то есть не понятно, какой вариант правильный. Это срабатывает в больших каталогов курсов, в которых нужно самостоятельно себе что-то выбрать. Зачастую уверенного понимания, что именно мне нужно нет. Может даже не быть правильного поискового запроса (я могу понимать, что ничего не успеваю, но при этом не знать, что поможет мне курс по управлению временем, а потому я не смогу его найти).

Толчок к правильному выбору будет в виде ответов на вопросы, которые система переведет в список нужных курсов и сразу мне их назначит. Или снова траектории, в которые заложено все, что мне нужно. Четкие инструкции сужают выбор и помогают делать то, что сделать нужно.

К слову сказать, именно через четкие, простые и понятные инструкции пользователей подталкивают к использованию самых разных ИТ-систем. Как только человек открывает какой-то интерфейс и не понимает, что именно нужно сделать, чтобы решить свою задачу, появляются страхи и дискомфорт разного рода. Эмоции, которые мешают спокойно разбираться и действовать. Как только все понятно, все получается и система становится более привлекательной и ценной, потому что она позволила сделать то, что для меня важно.

"Эффект толпы" - толчок про наше желание быть частью сообщества. Это свойственно любому человеку, потому что мы всегда жили в общинах и выход из общины равносилен смерти. Какая-то толпа нам обязательно нужна. На эффекте толпы работают все рекомендательные сервисы, которые показывают отзывы об отелях и ресторан, книгах и товаров. Потому что мнение окружающих имеет значение. В обучении можно использовать несколько приемов:

  • показывать количество людей, которые прошли то обучение, которое слушателю предлагается. И может быть даже выделять близких коллег (это сегодня нормальная автоматизация уже позволяет сделать);
  • представлять живые отзывы на тренинги и курсы, особенно хорошо - в видео. Чтобы можно было увидеть живого человека. Но тут важно, чтобы отзыв был не о том, как хорошо все прошло и какие красивые картинки, а о том, что я теперь могу делать, как у меня все получается. Немного зависти не помешает - мы не хотим отставать и выделяться из толпы;
  • клубы и сообщества по интересам, в которые можно попасть только пройдя обучение. Это работает на принадлежность с одной стороны, а другой - дает социальный контакт, которого в учебных процессах часто сегодня не хватает.

Толчок немного с другой стороны - моментальная обратная связь. Вы загрузили файл и система вам говорит, что файл на месте, все получилось. Системы, в которых такого подтверждения нет, очень раздражают - не понятно, сработало или нет. В обучении это будет подтверждения получения навыка - "Теперь вы можете использовать такие-то инструменты". Потому что как раз этого часто не хватает - подтверждения того, что мое обучение успешно. Конечно, хорошо бы такую ОС давать уже в рабочем процессе. Прошел обучение, начал применять, прилетает подтверждение - все хорошо, ты все делаешь правильно. Отсутствие обратной связи формируют почву для сомнений, потому что человек не всегда может понять, все ли он так делает и то ли это, что от него требовалось. Это угроза мотивации.

Правильный момент тоже работает как толчок. И важно любой толчок осуществить своевременно.

  • Важно правильно подобрать момент для обучения. Тут нужно делать анализ момента потребности в знаниях. Чем ближе к моменту, тем лучше будет восприниматься. Например, ссылка на курс может быть встроена во внутрь или где-то рядом со сложной формой отчета. Человеку нужно отчет заполнять, он не понимает как делать (момент потребности), нажимает кнопку про обучение и получает то, что ему нужно в тот момент, когда ему нужно. Принцип организации хорошего help в программах. Или, например, компания выводит новый продукт и нужно продавцов научить работать с ним. Обычно сначала обучение приходит, а потом все остальное. Лучше сначала прислать информацию о том, что есть продукт и начинаем работать. Люди поймут, что не знают как и с чем. По сути - создали момент потребности. И следом - обучение.
  • Момент толчка тоже имеет значение. Например, мы хотим в качестве инструмента для подталкивания использовать мобильное приложение, которое отправляет уведомления. Идея хорошая в целом, потому что обучение становится для пользователя более заметны. Но если приложение отправляет уведомления в 7 вечера, когда человек готовит ужин, то его скорее всего проигнорируют, а к моменту, когда будет время что-то изучить - забудут, что уведомление было. Не нужно настаивать на обучении в высокий сезон, в любой стрессовый для сотрудников момент.

Последний толчок - упрощение. И хотя я сама сторонник обучения сложного, которое заставляет думать и задумываться, которое не упрощает все до веселых картонок, некоторое упрощение все-таки требуется. А именно упрощение первичного восприятия материала. Когда перед слушателем появляется материал новый и сложный, он всегда будет вызывать страх. Не смогу, не освою, не получится, не понятно. Чем сильнее будет этот страх, тем сложнее будет подступиться к обучению. Очень часто отпугивают именно потенциальные усилия, которые нужно будет приложить. Это у детей часто можно наблюдать - они отказываются что-то делать еще до того, как попробовали, потому что им кажется, что сложно. Потом пробуют и получается и они радуются. Взрослые могут до шага "попробовать" не дойти.

Проектируя толчки нужно хорошо понимать, куда именно нужно толкнуть и куда люди должный прийти в итоге. Просто к обучению толкать нельзя, потому что это не цель. Цель - применение знаний. Зачастую нужно подталкивать к новым действиям и поведению, а обучение будет транспортом для перемещения в нужную точку.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела