После недавнего поста про получение знаний от эксперта немного озадачилась темой и почитать, почему же люди не хотят делиться знаниями на самом деле. Почему нам приходится прикладывать достаточно много усилий к тому, чтобы собрать и сохранить знания нашей организации?
Вот такие за 2015-2016 год можно найти про использование интернета и его инструментов:
Вот такие за 2015-2016 год можно найти про использование интернета и его инструментов:
По данным компании Excelacom за 1 минуту в сети происходит весьма внушительное количество итераций обмена знаниями:
- отправляется 347 222 Твиттов
- публикуется 293 000 статусов в Facebook
- просматривается 2 780 000 видео на YouTube
Некоторые цифры поражают. Возникает вопрос - почему люди, которые так активно публикуют что-то в сети, так активно делятся своими мыслями, идеями и информацией, не хотят этого делать на работе? Почему нам приходится придумывать сотни способов, включая геймификацию и прочие награды, чтобы люди обменивались знаниями, публиковали для своих же коллег свой опыт?
Вот несколько выводов, которые я обнаружила:
- Инструменты для обмена личной информацией отличаются от инструментов, которые доступны в рабочем процессе. Кроме того, что рабочие инструменты часто менее удобные, чем те, которые мы используем в личной жизни, эти инструменты еще и зачастую спрятаны или расположены далеко от рабочего процесса. То есть если я постоянно работаю с CRM, то процесс обмена знаниями будет удобным, когда он будет встроен в основные инструменты моей работы. Переход на отдельный портал, вспоминание адреса этого портала и обучение работе с этим порталом - снижают желание этими инструментами пользоваться. Потому для эффективного обмена нужен инструмент, который интегрирован в основные рабочие технологии.
- Нужна постоянная поддержка потока информации в корпоративной социальной сети или в том месте, где идет обмен знаниями. Сотрудник должен чувствовать, что все люди там и если он не будет заходить, то он много пропустить. Такую активность можно сделать искусственно в начале и потом следить, чтобы всегда было что-то новое. Как только сотрудник входит в корпоративную социальную сеть или на портал, и не видит, что там нет ничего нового за последнюю неделю, то в следующий раз его желание туда заходить будет намного ниже, потому что будет впечатление, что все равно ничего интересного не пропускаю.
- Процесс обмена знаниями длинный и пугает сотрудников. Можно поделиться в корпоративной соцсети, но там почти невозможно искать (как и в любой соцсети), можно попробовать положить свои знания в базу. Последний вариант потребует приличного упорства, так как сотруднику придется пройти несколько этапов согласования, который вполне может отбить желание процедуру повторять. Сложность процесса обмена пугает.
- Поиск не работает так, как нужно. Он работает, но так, что пользоваться им сложно. Находится не все и не сразу. А когда у тебя не получается найти то, что тебе нужно, то и делиться на таком ресурсе тоже не очень хочется.
И, конечно, везде читается один вопрос - А почему сотрудники должны делиться знаниями? Какая у них мотивация? Про это я писала в прошлом посте про УЗ - нужна внутренняя мотивация и ощущение благодарности от коллег. Нужно подтверждение, что сотрудник находится в среде единомышленников.
Кроме того, мы можем попробовать:
- Встроить инструменты обмена знаниями как можно ближе к основному рабочему процессу;
- Вовлечь в процессы обмена руководителей разных уровней. Особенно хорошо работает, когда топы рассказывают о своей работе;
- Выбрать удобные, простые и понятные технологии;
- Заботиться о поиске, то есть следить за тегированием, поддерживать структуру базы знаний и общую аккуратность всего хранилища.
А если честно, то самое главное - помнить, что делятся знаниями люди. И результаты этого обмена используют тоже люди. И никакая технология сама по себе не заставит это делать. Потому работать нужно с базовой мотивацией.
Комментарии
Когда экспертам выделяют время в рабочем процессе и поощряют деление знаниями - очень даже хотят. Вопрос корп. культуры.
Злата
Вот тут Злата верно отметила, что времени нет в рабочем процессе нет и его там не выделяют. А оно нужно и это действительно важный фактор. На блог тоже нужно время.
Про блоги скажу, что это пожалуй, самый очевидный заход на проблему "обмена" знаниями. Прямо сейчас у меня на ноте открыта диссертация о внедрении "знание вых" блогов в Сименс. Вот цифры: при числе сотрудников более 80 000, только 40 активных блогов в период реализации проекта.Выхлопатой не ахти.
Но автор утверждает: если мы берем в качестве 2-Х основных проблем недостаток времени и угроза экспертом статусу в организации, то блоги позволяют частично снять 2-ю. Прежде всего из-за их аутентичности и возможностей персонификации. Так что направление выглядит достаточно обещающим.