К основному контенту

Обратная связь в электронном курсе

Если честно, то мне кажется, что в курсах есть только 2 элемента, в проектирование которых стоит вкладываться: интерактивные задания и обратная связь к этим заданиям. Все остальное на самом деле большого значения не имеет, потому что теория все равно останется теорией, которую внимательно читать будет очень малый процент слушателей. Даже если она очень красивая, даже если очень яркая. Самое главное впечатление у человека остается от того, что он делает сам, своими руками, над чем думает, и что у него не получается с первого раза сделать правильно.

Когда я читаю теоретический материал у меня всегда возникают вопросы - как применить? будет ли работать? стоит ли пробовать? где актуально? И еще миллион вопросов. А иногда такие вопросы просто не возникают, потому что у слушателя и так есть о чем думать (и это, скорее всего, будет не работа, особенно в наше совсем не простое время). Получается реальная возможность что-то передать слушателю это практические задания, в которых что-то нужно сделать, а перед тем как сделать - подумать. И вот тут наш самый главный инструмент - обратная связь. Именно через нее мы можем передать слушателю самую важную информацию.

Для начала нам стоит отказаться от внешней обратной связи, которая сообщает «Верно!», «Неверно!» и «Попробуйте снова». Это оценка, а оценивание взрослого человека может напугать и демотивировать. На место внешней обратной связи стоит поставить внутреннюю обратную связь, которая поясняет слушателю ситуацию и рассказывает, что было сделано верно, а что нет. Естественно, и сами задания для такой обратной связи будут несколько отличаться от классических «Кликните на правильный ответ». Мы даем ситуацию, даем вариант действий, а затем предлагаем посмотреть, что произошло в результате принятого решения. В качестве обратной связи - результаты действий и пояснения, почему неверно, если что-то сделано не так.

Очень важно, что пояснения нужны не только тогда, когда слушатель сделал ошибку, но и тогда, когда он сделал правильное решение. Возможно, выбирая вариант слушатель сомневался и не уверен, в том, что именно этот вариант нужный. И тогда мы ответим на его внутренний вопрос: «Все-таки почему именно так верно?». Отвечая на внутренний вопрос мы пользуемся моментом высокой мотивации и наш обучаемый воспринимает новую информацию наиболее охотно, то есть - наиболее эффективно.

Обратная связь может быть способом представления теории в курсе. Мы начинаем обучение с небольшого количества тезисов по теме, затем сразу переходим к практическим заданиям. В обратной связи - информируем о результатах действий и даем теоретическую информацию, которая в этом случае имеет связку с практикой. Слушатель понимает, что это правило применимо для таких ситуаций. В реальности потом он тоже будет проще связывать действия и правила выполнения этих действий.

Обратная связь не всегда должна давать правильный ответ. «Вы поступили так-то, а нужно делать вот так-то». Можно сказать иначе: «Вы приняли такое решение и ситуация теперь выглядит так». Пусть слушатель сам подумает, насколько хорошо все сложилось или же нужно было действовать иначе. Возможность подумать - самая главная возможность, которую мы можем дать слушателям в курсе.

Внутренняя обратная связь может быть моментальной или отложенной. Моментальная - появляется сразу после того, как слушатель завершил действия в рамках одного кейса или задачи. Отложенная - представляется по нескольким ситуациям сразу. Например, мы поработали с несколькими клиентами, а потом смотрим на сводный результат и видим, кому мы продали, а кому нет. Здесь мы можем или ответить слушателю на вопрос «Почему не продали?» или же дать возможность самому подумать, а потом ответить на наш вопрос: «По какой причине чаще всего срывалась сделка?» и тут дать выбрать 1 или несколько вариантов ответов. Умение анализировать нужно не только для обучения, но и для работы в реальной жизни. Для кого-то такой механизм станет примером того, что в конце рабочего дня стоит проанализировать и понять, что было хорошо, а что стоит исправить.

Есть и другой вид моментальной обратной связи - показатели. Например, настроение клиента или метрики или время. Они связаны с контекстом ситуаций и дают возможность быстро оценить собственный прогресс и результаты.

Самое главное, что хорошо спроектированная и содержательная обратная связь - это наш способ общения со слушателем, формирование у него ощущения, что он не один и кто-то ему помогает. А чувство плеча еще никому не было лишним.

И несколько слайдов на эту тему

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около