К основному контенту

Выхода нет или курс, который все проходят успешно.

Представьте себе курс, на любую тему. С достаточно большим количеством материала, который представлен в виде интерактивных слайдов с модальными окнами. С проверочными и практическими заданиями, в которых 4-6 вариантов ответа для каждого вопроса. И с набором заданий в конце, в каждом - 2-3 шага и по 3-4 варианта в каждом шаге. Всего - слайдов 60, вместе с практикой. Достаточно стандартная штука, правда?

Теперь отложим эту картинку на некоторое время. И подумаем о другом. Что мы хотим получить от обучения? Например, если мы обучаем стандартам деловой этики? Мы хотим, чтобы наши сотрудники действовали в соответствии с этими стандартами. Всегда и в любой ситуации. Поэтому когда мы создаем курс, мы стараемся добавить туда примеры, кейсы, задачи и прочие элементы, которые покажут, как применять наш стандарт в реальной работе, каждый день. И даем практику, чтобы сотрудник попробовал, почувствовал, подумал. Все логично.

И еще - что мы хотим увидеть в статистике по обучению? Мы хотим понять, кто проходил обучение, а кто нет. И мы хотим понять, как они его прошли, какие есть трудные места. А уж если стандарт этот для нас действительно важен, то мы хотим на эти трудные/слабые места воздействовать дополнительно, чтобы убедиться, что люди действительно будут делать так, как это требуются в компании.

Совместим наши две картинки: у нас есть задача, чтобы все сотрудники следовали стандартам компании в области деловой этики и для этого мы сделали курс, с теорией (с модальными окнами), с заданиями (с несколькими вариантами ответов), с практикой в конце (несколько кейсов). Вроде бы все сходится. Но только при разработке курса мы сделали одну небольшую настройку: этот курс нельзя не пройти:
- Чтобы пойти "Далее" нужно открыть все модальные окна (а вы думаете, зачем я все пишу про них тут), нажать на все элементы;
- Чтобы пройти "Далее" нужно правильно ответить во всех заданиях и пока вы найдете правильный вариант ответа далее вас просто не пустят;
- Чтобы завершить курс нужно верно ответить на все кейсы. И опять же - курс вам будет говорить, что вы не правы до тех пор, пока вы найдете правильный ответ.

В результате имеем 100 баллов у всех 100% прошедших обучение. А если 100% обучившихся - это 100% заданной целевой группы, то у нас получается просто праздник ответственного обучения. Но вот вопрос - что на самом деле говорят эти данные, если курс просто просто нельзя не пройти. Вы не можете оттуда выйти, то есть завершить курс, если вы не выбрали правильные ответы везде. А теперь давайте вспомним, человек ленив, потому что ленив его мозг. И он не хочет тратить лишний ресурс на то, что ему кажется не очень важным. И тут, простите меня коллеги из корпоративного сектора, стоит заметить, что принципы деловой этики для большинства тех, кто будет проходить обучение - совсем не важная тема, а скорее отвлечение от более насущных и порой более приятных мыслей. И уже на 2-3 вопросе человек не пытается на него ответить, а просто перебирает все варианты до появления "Верно!" и зеленого (или любого иного) цвета на кнопке "Далее".

Можно гордо показать такие результаты и отчитаться о том, что обучение прошло очень успешно. Но вот вопрос - успешно ли на самом деле? Может быть важнее понимать, где ошибаются? Важнее дать пройти второй раз, если не набрано нужное количество баллов? Может быть стоит получить информацию о том, в какую сторону работать?

Какой же смысл в курсе, который нельзя не пройти? Человеку нужно ощущение некоторого риска, это делает нас внимательнее. И когда такой риск есть, даже пусть это будет риск повторных временных затрат, слушатель читает и думает. А ведь именно "думать" - наша главная задача. 

Комментарии

Unknown написал(а)…
Елена, спасибо за пост, меня тоже интересует данный вопрос. Пока нашла для себя только одно решение:

1) в курсе делаем вышеописанные проверочные задания, которые пользователь проходит до тех пор, пока не пройдет все верно, они могут быть с обратной связью в виде пояснений, почему вариент верен или нет.
2) делаем итоговое проверочное задание, это необязательно сумма всех предыдущих, т.к. это сильно увеличит время прохождения. Это может быть несколько примеров ситуаций, в которых нужно применить знания. В этом блоке мы считываем только факт ответа и пропускаем далее. И по нему уже делаем статистику.

Если есть еще какие-то способы фиксировать успехи учащихся, поделитесь опытом, пожалуйста.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около