К основному контенту

Есть ли возможность применить новые знания?

Живой пример из практики: делаем курс по программному обеспечению для одного заказчка. Скриншоты снимаем на тестовом сервере, с последней версии ПО. На встрече в разговоре вдруг проскакивает: "Ну, пусть они так учат, а потом у них софт поменяется и будут использовать".

Или вот такой пример: курсы по финансовым продуктам. Доступны только в СДО, только один раз, для повторного прохождения нужно заявку писать, ждать неделю одобрения. Продукты совсем новые, на сайте про них минимум информации и подпись "За подробностями обращайтесь к специалистам". Эти самые специалисты курсы-то прошли, но вот только мозг у них не карта памяти и все они просто не запомнили (потому что просто невозможно). Никаких подсказок и справочников еще нет. Руководитель по продажам возмущается, мол, учили-учили, а толку никакого, не продают.

Перед тем как обвинять обучение в том, что оно не работает (вместе с теми, кто его делал, естетственно), стоит проверить, насколько применение новых знаний в рабочем процессе иметт поддержку. Человек ведь не может запомнить все и сразу. Даже опытные сотрудники не смогут сразу выучить все детали нового финансового продукта (тут даже правило Миллера на нашей стороне). А если это новый сотрудник и для него вообще сфера не понятна? Прошел он курс, пришел на работу, а там единственный источник дополнительной информации - коллеги или начальник, причем последний не всегда рад тому, что ему задают море вопросов.

Чем сложнее информация и чем менее подготовленные слушатели, тем больше нужно поддержки на первых шагах применения новых знаний. И нужно остерегаться обучения заранее, потому что софт новый могут поставить и через пару месяцев, а сотрудники к этому времени вообще не будут помнить о том, что они курс такой проходили. Обязательно нужно задаваться парой вопросов:

  • Будет ли у сотрудника какая-то помощь в процессе применения новых знаний в первое время? 
  • Будет ли у сотрудника вообще возможность применить новые знания сразу после обучения? 
Кстати, по второму вопросу стоит сразу вспомнить, что у e-learning основное преимущество "в любое время в любом месте". Вот тут и нужно его реализовать - в СДО курс можно назначить ровно тогда, когда в этом есть потребность, там не нужно такой организации как для очного обучения. 

Если же вы понимаете, что ничего для сотрудников на первое время не подготовлено, то можно отчасти эту задачу решить внутри курса. Нужно собрать все самое основное (исходя из целей и задач курса) и предложить слушателям памятки, которые можно скачать и распечатать после прохождения курса или модуля. Тогда у сотрудника останется самая основная информация. А если она еще будет оформлена в виде инфографики или какой-то логичной схемы, то такая подсказка будет особенноо эффективной. 

Не стоит забывать, что обучение может не работать не только потому, что оно плохо сделано, но и потому, что новые знания просто негде применить или нет нужно поддержки в их применении. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Что касается живого примера, это свойственно всем софтовым фирмам, менять интерфейс, и в этом нет ничего странного. Тут на мой взгляд нужно отличать среди предлагаемых интерфейсов ключевые связанные методологией построения продукта, которые будут меняться очень редко и функциональные интерфейсы связанные с выполнением дополнительных функций, которые будут меняться часто. Мы обычно делали это все в каптивейте, там можно там можно все по уму построить))).
Теперь, что касается "обвинять обучение", тут на мой взгляд надо объяснять клиенту, что работв с финансовым софтом требует знаний не только программного продукта, но и предметной области и как показывает моя практика проблемы в большинстве случаев кроются в незнании предметной области, а не программного продукта. Как Мы решали эту задачу, когда разрабатывали курс по бухгалтерскому пакету Парус 4W Питерской разработки, мы интегрировали в курс по софту курс по бух учету, конечно для бухгалтеров как пользователей это в большинстве своем было лишним, но для программистов обслуживающих ПО было полезно))).
Что касается памяток по прохождению курсов, несомненно они нужны, без них не будет общего представления о работе и операционного анализа.
Петров И.Е. написал(а)…
Что касается живого примера, это свойственно всем софтовым фирмам, менять интерфейс, и в этом нет ничего странного. Тут на мой взгляд нужно отличать среди предлагаемых интерфейсов ключевые связанные методологией построения продукта, которые будут меняться очень редко и функциональные интерфейсы связанные с выполнением дополнительных функций, которые будут меняться часто. Мы обычно делали это все в каптивейте, там можно там можно все по уму построить))).
Теперь, что касается "обвинять обучение", тут на мой взгляд надо объяснять клиенту, что работв с финансовым софтом требует знаний не только программного продукта, но и предметной области и как показывает моя практика проблемы в большинстве случаев кроются в незнании предметной области, а не программного продукта. Как Мы решали эту задачу, когда разрабатывали курс по бухгалтерскому пакету Парус 4W Питерской разработки, мы интегрировали в курс по софту курс по бух учету, конечно для бухгалтеров как пользователей это в большинстве своем было лишним, но для программистов обслуживающих ПО было полезно))).
Что касается памяток по прохождению курсов, несомненно они нужны, без них не будет общего представления о работе и операционного анализа.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела