К основному контенту

Формат подачи материала

На этой недели на конференции Корпоративное обучение говорили о том, какой формат выбрать в e-learning и отчего будет зависеть этот выбор. Вопрос сам по себе немного странный, потому что ответ на него один - формат выбирается в зависимости от цели и задачи обучения. Чему нужно обучить? Как то, чему мы учим, делается в реальности? Вот достаточно ответов на эти два вопроса и уже становится понятно, какой формат будет наиболее подходящим.

Предварительно, конечно, нужно для себя понять, какие есть сильные и слабые стороны у каждого доступного формата. Например, есть видео - с его помощью можно показывать процесс "как он есть", но при этом видео сложнее всего обновлять, поэтому не стоит его использовать там, где материал курса будет часто меняться. Еще на видео очень хорошо показывать примеры из реальной практики, просто снять то, что, например, происходит в магазине, когда туда приходит очень недовольный клиент. Но потом будет очень важно правильно сопроводить это видео заданиями, вопросами, пояснениями с раскадровкой, чтобы человек не посмотрел и забыл, а все-таки подумал над увиденным и, соответственно, запомнил. 

Есть вебинары. На них лучше всего работать с темами не сильно сложными, потому что внимание аудитории все-таки несколько рассеянно. И лучше работать с аудиторией подготовленной, то есть перед вебинаром стоит дать что-то прочитать или посмотреть, чтобы люди были уже в теме. Кстати, подготовка к вебинару помогает делать вебинар более интерактивным (и, как следствие, более эффективным, потому что вебинар неактивный и монотонный - пустая трата времи) - люди уже что-то знают, что-то понимают и у них будут вопросы, которые они будут готовы задать, они смогут участвовать в обсуждении. Без подготовки дискуссию будет организовать сложно. 

Электронные курсы тоже могут быть разных форматов. Например, информационные хорошо подойдут там, где люди уже что-то знают и нужно обновить информацию или что-то добавить к их знаниям. Есть интерактивные - тут возможности широкие и они решают очень большое количество задач: и симуляции процессов, и тренажеры действий по определенному алгоритму, и формирование привычки, и смена отношения. Но курс должен четко проектироваться на основе цели, к которой нужно прийти в итоге, иначе будет яркая интерактивность исключительно для развлечения (кстати, в основном - разработчика). 

Видно сразу, что есть и еще один параметр для выбора формата - целевая аудитория. Новички? Профессионалы? Кого будем обучать? Опять же, в зависимости от того, что люди знают - подбираем правильный формат. Для новичков всегда нужна будет какая-то вводная, может быть даже пару слайдов теории в курсе. А для специалистов подойдет быстрый вебинар, которой поставит все на свои места и обновит знания. 

Самое главное, что нет единого правила, по которому мы выбираем формат - все зависит от параметров обучения, с которыми мы имеем дело. Важно каждую задачу решать индивидуально: есть вот такая задача, есть вот такая целевая аудитория, есть вот такие возможности и условия - что мы из этого можем собрать, чтобы в итоге достичь поставленной цели? 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Формат подачи материала, должен быть индивидуализирован, параметры обучения тоже должны быть индивидуализированны. - "Важно каждую задачу решать индивидуально: есть вот такая задача, есть вот такая целевая аудитория, есть вот такие возможности и условия - что мы из этого можем собрать, чтобы в итоге достичь поставленной цели?" - исходной точкой должны быть люди, которых надо научить в соответствии с целью. Не зная объект обучения добиться цели будет сложно, даже с внутренней мотивацией обучаемых...

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела