На этой недели на конференции Корпоративное обучение говорили о том, какой формат выбрать в e-learning и отчего будет зависеть этот выбор. Вопрос сам по себе немного странный, потому что ответ на него один - формат выбирается в зависимости от цели и задачи обучения. Чему нужно обучить? Как то, чему мы учим, делается в реальности? Вот достаточно ответов на эти два вопроса и уже становится понятно, какой формат будет наиболее подходящим.
Предварительно, конечно, нужно для себя понять, какие есть сильные и слабые стороны у каждого доступного формата. Например, есть видео - с его помощью можно показывать процесс "как он есть", но при этом видео сложнее всего обновлять, поэтому не стоит его использовать там, где материал курса будет часто меняться. Еще на видео очень хорошо показывать примеры из реальной практики, просто снять то, что, например, происходит в магазине, когда туда приходит очень недовольный клиент. Но потом будет очень важно правильно сопроводить это видео заданиями, вопросами, пояснениями с раскадровкой, чтобы человек не посмотрел и забыл, а все-таки подумал над увиденным и, соответственно, запомнил.
Есть вебинары. На них лучше всего работать с темами не сильно сложными, потому что внимание аудитории все-таки несколько рассеянно. И лучше работать с аудиторией подготовленной, то есть перед вебинаром стоит дать что-то прочитать или посмотреть, чтобы люди были уже в теме. Кстати, подготовка к вебинару помогает делать вебинар более интерактивным (и, как следствие, более эффективным, потому что вебинар неактивный и монотонный - пустая трата времи) - люди уже что-то знают, что-то понимают и у них будут вопросы, которые они будут готовы задать, они смогут участвовать в обсуждении. Без подготовки дискуссию будет организовать сложно.
Электронные курсы тоже могут быть разных форматов. Например, информационные хорошо подойдут там, где люди уже что-то знают и нужно обновить информацию или что-то добавить к их знаниям. Есть интерактивные - тут возможности широкие и они решают очень большое количество задач: и симуляции процессов, и тренажеры действий по определенному алгоритму, и формирование привычки, и смена отношения. Но курс должен четко проектироваться на основе цели, к которой нужно прийти в итоге, иначе будет яркая интерактивность исключительно для развлечения (кстати, в основном - разработчика).
Видно сразу, что есть и еще один параметр для выбора формата - целевая аудитория. Новички? Профессионалы? Кого будем обучать? Опять же, в зависимости от того, что люди знают - подбираем правильный формат. Для новичков всегда нужна будет какая-то вводная, может быть даже пару слайдов теории в курсе. А для специалистов подойдет быстрый вебинар, которой поставит все на свои места и обновит знания.
Самое главное, что нет единого правила, по которому мы выбираем формат - все зависит от параметров обучения, с которыми мы имеем дело. Важно каждую задачу решать индивидуально: есть вот такая задача, есть вот такая целевая аудитория, есть вот такие возможности и условия - что мы из этого можем собрать, чтобы в итоге достичь поставленной цели?
Комментарии