К основному контенту

Формат подачи материала

На этой недели на конференции Корпоративное обучение говорили о том, какой формат выбрать в e-learning и отчего будет зависеть этот выбор. Вопрос сам по себе немного странный, потому что ответ на него один - формат выбирается в зависимости от цели и задачи обучения. Чему нужно обучить? Как то, чему мы учим, делается в реальности? Вот достаточно ответов на эти два вопроса и уже становится понятно, какой формат будет наиболее подходящим.

Предварительно, конечно, нужно для себя понять, какие есть сильные и слабые стороны у каждого доступного формата. Например, есть видео - с его помощью можно показывать процесс "как он есть", но при этом видео сложнее всего обновлять, поэтому не стоит его использовать там, где материал курса будет часто меняться. Еще на видео очень хорошо показывать примеры из реальной практики, просто снять то, что, например, происходит в магазине, когда туда приходит очень недовольный клиент. Но потом будет очень важно правильно сопроводить это видео заданиями, вопросами, пояснениями с раскадровкой, чтобы человек не посмотрел и забыл, а все-таки подумал над увиденным и, соответственно, запомнил. 

Есть вебинары. На них лучше всего работать с темами не сильно сложными, потому что внимание аудитории все-таки несколько рассеянно. И лучше работать с аудиторией подготовленной, то есть перед вебинаром стоит дать что-то прочитать или посмотреть, чтобы люди были уже в теме. Кстати, подготовка к вебинару помогает делать вебинар более интерактивным (и, как следствие, более эффективным, потому что вебинар неактивный и монотонный - пустая трата времи) - люди уже что-то знают, что-то понимают и у них будут вопросы, которые они будут готовы задать, они смогут участвовать в обсуждении. Без подготовки дискуссию будет организовать сложно. 

Электронные курсы тоже могут быть разных форматов. Например, информационные хорошо подойдут там, где люди уже что-то знают и нужно обновить информацию или что-то добавить к их знаниям. Есть интерактивные - тут возможности широкие и они решают очень большое количество задач: и симуляции процессов, и тренажеры действий по определенному алгоритму, и формирование привычки, и смена отношения. Но курс должен четко проектироваться на основе цели, к которой нужно прийти в итоге, иначе будет яркая интерактивность исключительно для развлечения (кстати, в основном - разработчика). 

Видно сразу, что есть и еще один параметр для выбора формата - целевая аудитория. Новички? Профессионалы? Кого будем обучать? Опять же, в зависимости от того, что люди знают - подбираем правильный формат. Для новичков всегда нужна будет какая-то вводная, может быть даже пару слайдов теории в курсе. А для специалистов подойдет быстрый вебинар, которой поставит все на свои места и обновит знания. 

Самое главное, что нет единого правила, по которому мы выбираем формат - все зависит от параметров обучения, с которыми мы имеем дело. Важно каждую задачу решать индивидуально: есть вот такая задача, есть вот такая целевая аудитория, есть вот такие возможности и условия - что мы из этого можем собрать, чтобы в итоге достичь поставленной цели? 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Формат подачи материала, должен быть индивидуализирован, параметры обучения тоже должны быть индивидуализированны. - "Важно каждую задачу решать индивидуально: есть вот такая задача, есть вот такая целевая аудитория, есть вот такие возможности и условия - что мы из этого можем собрать, чтобы в итоге достичь поставленной цели?" - исходной точкой должны быть люди, которых надо научить в соответствии с целью. Не зная объект обучения добиться цели будет сложно, даже с внутренней мотивацией обучаемых...

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела