К основному контенту

Меньше слов - выше эффективность


Открыла тут на днях пару документов, которые прислали зарубежные коллеги. Каждый - около 60 страниц. И поняла, что я пробежав по оглавлению, активно ищу executive summary, потому что читать весь документ, не смотря на всю его интересность и полезность у меня нет времени. Аналогичное происходит с электронными курсами. Общалась с подругой, которая работает в одной крупной европейской компанией, естественно, e-learning у них есть. Зашла речь про работу, я стала спрашивать, что у них там и как. Она говорит: "Ты понимаешь, там может быть и есть что-то полезное, но чтобы его найти нужно прочитать так много. А на это просто нет времени и сил."

Получается, что частью курсов, которые мы создаем, мы отбиваем мотивацию даже у тех, кто и не против пройти обучение, но как только понимает задачу, которая предстоит, настрой сразу меняется. Там слишком много текста, а у нас слишком мало времени.

Возможно, это кажется странным, но чем меньше текста, тем больше эффективность. В 1996 году Ричард Майер и его коллеги провели исследование, которое показало, что чем меньше в учебном материале текста, тем лучше его усваивают слушатели. Майер - уважаемый исследователь и специалист, которые доказал на исследованиях массу теорий в мультимедийном обучении. И по сей день ни одно исследование не опровергло его данные. То есть от сокращения текста в курсе мы ничего не потеряем, а, наоборот, выиграем.

Связано это во многом разницей в том, как мы читаем печатные издания (и даже электронные книги) и сайты, блоги и другие тексты в сети (курс большинство людей воспринимают как сайт). Печатные вещи мы читаем чаще всего последовательно, а вот сайт - проскальзываем по косой, чтобы выбрать главное и нужное в данный момент времени. Именно поэтому в электронном курсе большое количество текста не приживается, люди его просто проскакивают, в поисках главного.

И нам лучше всего избавить людей от лишней нагрузки по поиску важного (и вместе с тем от впечатления, что это слишком большая задача и мне ее не осилить) и сократить текст. А также сделать так, чтобы на каждом слайде главная мысль была на 100% очевидна сразу, с первого взгляда.

Сокращение текста должно быть сделано с умом, чтобы не получилось, что в погоне за снижением объема мы удалим то, что формирует основу новых знаний и навыков. И тут становится очень актуальной тесная работа с экспертом, вместе с которым можно пройтись по всему тексту курса и определить, что действительно является важным, а что можно или убрать совсем или переместить в дополнительные материалы "для любознательных". Как правило, при работе с экспертом сразу становится очевидно, что даже в сложных нормативных документах далеко не все стоит переносить в электронный курс и далеко не все имеет такое существенное значение, как кажется на первый взгляд. В процессе этой работы также можно поработать и над упрощением формулировок в сложном тексте, потому сложность текста тоже мешает его эффективно воспринимать.

Самое главное, чем меньше, тем лучше. И если небольшое количество текста изучат и запомнят с большей вероятностью, то большой объем могут просто не захотеть читать и в итоге не выучат ничего.

Комментарии

VirtDiva написал(а)…
А всё что можно заменить плакатами (типа инфографики)надо заменять плакатами.
Я уже 10 лет не устаю повторять: информация д.б. представлена в таком виде, чтобы её можно было взять одним взглядом и всё понять.
Кто в этом преуспел-тот молодец!:-)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...