К основному контенту

Меньше слов - выше эффективность


Открыла тут на днях пару документов, которые прислали зарубежные коллеги. Каждый - около 60 страниц. И поняла, что я пробежав по оглавлению, активно ищу executive summary, потому что читать весь документ, не смотря на всю его интересность и полезность у меня нет времени. Аналогичное происходит с электронными курсами. Общалась с подругой, которая работает в одной крупной европейской компанией, естественно, e-learning у них есть. Зашла речь про работу, я стала спрашивать, что у них там и как. Она говорит: "Ты понимаешь, там может быть и есть что-то полезное, но чтобы его найти нужно прочитать так много. А на это просто нет времени и сил."

Получается, что частью курсов, которые мы создаем, мы отбиваем мотивацию даже у тех, кто и не против пройти обучение, но как только понимает задачу, которая предстоит, настрой сразу меняется. Там слишком много текста, а у нас слишком мало времени.

Возможно, это кажется странным, но чем меньше текста, тем больше эффективность. В 1996 году Ричард Майер и его коллеги провели исследование, которое показало, что чем меньше в учебном материале текста, тем лучше его усваивают слушатели. Майер - уважаемый исследователь и специалист, которые доказал на исследованиях массу теорий в мультимедийном обучении. И по сей день ни одно исследование не опровергло его данные. То есть от сокращения текста в курсе мы ничего не потеряем, а, наоборот, выиграем.

Связано это во многом разницей в том, как мы читаем печатные издания (и даже электронные книги) и сайты, блоги и другие тексты в сети (курс большинство людей воспринимают как сайт). Печатные вещи мы читаем чаще всего последовательно, а вот сайт - проскальзываем по косой, чтобы выбрать главное и нужное в данный момент времени. Именно поэтому в электронном курсе большое количество текста не приживается, люди его просто проскакивают, в поисках главного.

И нам лучше всего избавить людей от лишней нагрузки по поиску важного (и вместе с тем от впечатления, что это слишком большая задача и мне ее не осилить) и сократить текст. А также сделать так, чтобы на каждом слайде главная мысль была на 100% очевидна сразу, с первого взгляда.

Сокращение текста должно быть сделано с умом, чтобы не получилось, что в погоне за снижением объема мы удалим то, что формирует основу новых знаний и навыков. И тут становится очень актуальной тесная работа с экспертом, вместе с которым можно пройтись по всему тексту курса и определить, что действительно является важным, а что можно или убрать совсем или переместить в дополнительные материалы "для любознательных". Как правило, при работе с экспертом сразу становится очевидно, что даже в сложных нормативных документах далеко не все стоит переносить в электронный курс и далеко не все имеет такое существенное значение, как кажется на первый взгляд. В процессе этой работы также можно поработать и над упрощением формулировок в сложном тексте, потому сложность текста тоже мешает его эффективно воспринимать.

Самое главное, чем меньше, тем лучше. И если небольшое количество текста изучат и запомнят с большей вероятностью, то большой объем могут просто не захотеть читать и в итоге не выучат ничего.

Комментарии

VirtDiva написал(а)…
А всё что можно заменить плакатами (типа инфографики)надо заменять плакатами.
Я уже 10 лет не устаю повторять: информация д.б. представлена в таком виде, чтобы её можно было взять одним взглядом и всё понять.
Кто в этом преуспел-тот молодец!:-)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела