19.11.2012

Адаптация сотрудников - работает ли в электронном виде?

Электронные курсы для адаптации сотрудников делают практически все компании, у которые есть электронное обучение, даже на самых начальных стадиях развития. Потому что это удобно: не нужно набирать группы, не нужно отправлять тренера из-за 4 человек в далекий город, можно быстро обновлять информацию. Пришел человек, мы ему курс открыли, он его прошел и начал работать.

Про тему вводных курсов я несколько раз писала:
- Как сделать хороший адаптационный курс?
- Что мешает эффективному восприятию электронного адаптационного курса?

На тендеры в компаниях чаще всего выставляются именно адаптационные курсы. Они большие, на них выделяется хороший бюджет, есть смысл посмотреть предложения рынка. Запросы предложений на эту тему заставляют задуматься, а будет ли электронное обучение для этой темы вообще работать. Почему так резко? Потому как все чаще я не могу от потенциального заказчика получить ответ на вопрос: "Что должно быть в итоге? К какому результату вы идете?".

Основной набор слов в запросе предложений на адаптационные курсы: увлекательный, интерактивный, интересный, яркий, нескучный, с хорошей графикой. Еще есть пара технологических моментов, а также требования по ресурсам.

Про красиво я постоянно говорю, что это вообще не термин. Аналогично и с ярко, красочно и все такое прочее - это очень субъективно. Попробуйте сравнить ваше "красиво" с "красиво" коллеги, но только не того, с кем вы по пятницам вместе время проводите, а с тем, с кем у вас отношения не складываются. И увидите, что в целевой аудитории курса люди будут с очень разным "красиво".

Как бы это не было печально, но аналогично можно сравнить и увлекательность, интересность,  и интерактивность. Вы играете в компьютерные игры? Нет? Тогда вам не будет интересно искать на экране спрятанные предметы, получать за это баллы и тратить их на то, чтобы попасть в секретные комнаты и там еще сделать одно задание. А мне будет, потому что я такие игры очень уважаю. А может быть для вас увлекательным будет чтение интересного материала?

В вводном курсе должна быть очевидна стратегия компании, должна легко прослеживаться тенденция, какими должны быть сотрудники компании, что в них нужно развивать, что нужно привить. Материал должен быть и полезным для первых дней работы и полезных для интеграцию в компанию. И он должен отражать то, какой компания являеься на самом деле.

Если собрать лучший опыт по созданию адаптационных курсов, которые работают, то получится вот такой перечень особенностей разработки:

  • В создании стратегии адаптационного курса и его концепции стоит участвовать топ-менеджменту, чтобы они определили, каким должны быть сотрудник их компании; 
  • Перед тем, как начинать что-то делать, стоит ответить себе честно на вопрос: "Кто мы? Какие у нас есть особенноости, которые важно знать, чтобы начать работать эффективно и успешно?";
  • Работа с подрядчиком должна начинаться не создания концепции электронного курса, а с обсуждения задач, которые нужно решить, органичений, которые в компании есть, норм, культуры, правил и прочего. Хорошо бы еще обсудить корпоративный юмор, привычки, хобби. Тогда подрядчик сможет нарисовать такую концепцию, которая будет работать; 
  • Даже если целевая аудитория - все сотрудники компании - все равно нужно с целевой аудиторией работать. Иногда мы занижаем возможности курса, только потому что предполагается, что среди прочих есть некие люди, которым ничего не надо, они уже перед пенсией и играть не будут, и потому игру включать нельзя. Так вот иногда стоит или ими пожертвовать или их научить играть, во имя того, что основной массе все же будет интересно и увлекательно. 
  • Лучше потратить много денег на сюжет и логику, чем потратить много денег на графику. Как бы ни было красиво, если по смыслу бесполезно, то работать не будет. 
  • Чем меньше, тем лучше. В адаптационный курс пытаются влючить все, что только можно. Лучше включить то, без чего жить будет трудно. Тогда сотрудник начнет работать эффективно и спокойно воспримет все остальное из других ресурсов. 
Кстати, я точно знаю, что у многих читателей блога есть опыт разработки адаптационных курсов - что еще нужно помнить?

3 коммент.:

Петров И.Е. комментирует...

В eL адаптация сотрудников не работает..., ибо не курс должен лежать в основе адаптации сотрудника, а технологии командо-построения, поэтому не тратьте время и силы, а амбиции руководства можно удовлетворить и другими методами)))

Таnia in Delhi комментирует...

Очень интересный блог! На досуге обязательно изучу, так как тема для меня актуальная. Сама с 2008г. учусь на магистерской программе, где некоторые курсы прохожу онлайн; прохожу отлично составленный бизнес-тренинг онлайн. В роли одного из тренеров работаю над созданием онлайн тренинг по кросс-культурной адаптации.

Андрей Рабой комментирует...

Поддерживаю! Идея не нова, но актуальна и приняла новую форму, существуют такие интересные решения как, например, буклет с такой же информацией. Но, кому интересно носить буклет? Дайте ссылку, я синхронизирую ее со своим гуглофоном и буду постоянно носить в кармане!
И насчет работы в команде - вроде не ново, но супер!
Статья очень понравилась, систематизировала и разложила по полочкам.