К основному контенту

Адаптация сотрудников - работает ли в электронном виде?

Электронные курсы для адаптации сотрудников делают практически все компании, у которые есть электронное обучение, даже на самых начальных стадиях развития. Потому что это удобно: не нужно набирать группы, не нужно отправлять тренера из-за 4 человек в далекий город, можно быстро обновлять информацию. Пришел человек, мы ему курс открыли, он его прошел и начал работать.

Про тему вводных курсов я несколько раз писала:
- Как сделать хороший адаптационный курс?
- Что мешает эффективному восприятию электронного адаптационного курса?

На тендеры в компаниях чаще всего выставляются именно адаптационные курсы. Они большие, на них выделяется хороший бюджет, есть смысл посмотреть предложения рынка. Запросы предложений на эту тему заставляют задуматься, а будет ли электронное обучение для этой темы вообще работать. Почему так резко? Потому как все чаще я не могу от потенциального заказчика получить ответ на вопрос: "Что должно быть в итоге? К какому результату вы идете?".

Основной набор слов в запросе предложений на адаптационные курсы: увлекательный, интерактивный, интересный, яркий, нескучный, с хорошей графикой. Еще есть пара технологических моментов, а также требования по ресурсам.

Про красиво я постоянно говорю, что это вообще не термин. Аналогично и с ярко, красочно и все такое прочее - это очень субъективно. Попробуйте сравнить ваше "красиво" с "красиво" коллеги, но только не того, с кем вы по пятницам вместе время проводите, а с тем, с кем у вас отношения не складываются. И увидите, что в целевой аудитории курса люди будут с очень разным "красиво".

Как бы это не было печально, но аналогично можно сравнить и увлекательность, интересность,  и интерактивность. Вы играете в компьютерные игры? Нет? Тогда вам не будет интересно искать на экране спрятанные предметы, получать за это баллы и тратить их на то, чтобы попасть в секретные комнаты и там еще сделать одно задание. А мне будет, потому что я такие игры очень уважаю. А может быть для вас увлекательным будет чтение интересного материала?

В вводном курсе должна быть очевидна стратегия компании, должна легко прослеживаться тенденция, какими должны быть сотрудники компании, что в них нужно развивать, что нужно привить. Материал должен быть и полезным для первых дней работы и полезных для интеграцию в компанию. И он должен отражать то, какой компания являеься на самом деле.

Если собрать лучший опыт по созданию адаптационных курсов, которые работают, то получится вот такой перечень особенностей разработки:

  • В создании стратегии адаптационного курса и его концепции стоит участвовать топ-менеджменту, чтобы они определили, каким должны быть сотрудник их компании; 
  • Перед тем, как начинать что-то делать, стоит ответить себе честно на вопрос: "Кто мы? Какие у нас есть особенноости, которые важно знать, чтобы начать работать эффективно и успешно?";
  • Работа с подрядчиком должна начинаться не создания концепции электронного курса, а с обсуждения задач, которые нужно решить, органичений, которые в компании есть, норм, культуры, правил и прочего. Хорошо бы еще обсудить корпоративный юмор, привычки, хобби. Тогда подрядчик сможет нарисовать такую концепцию, которая будет работать; 
  • Даже если целевая аудитория - все сотрудники компании - все равно нужно с целевой аудиторией работать. Иногда мы занижаем возможности курса, только потому что предполагается, что среди прочих есть некие люди, которым ничего не надо, они уже перед пенсией и играть не будут, и потому игру включать нельзя. Так вот иногда стоит или ими пожертвовать или их научить играть, во имя того, что основной массе все же будет интересно и увлекательно. 
  • Лучше потратить много денег на сюжет и логику, чем потратить много денег на графику. Как бы ни было красиво, если по смыслу бесполезно, то работать не будет. 
  • Чем меньше, тем лучше. В адаптационный курс пытаются влючить все, что только можно. Лучше включить то, без чего жить будет трудно. Тогда сотрудник начнет работать эффективно и спокойно воспримет все остальное из других ресурсов. 
Кстати, я точно знаю, что у многих читателей блога есть опыт разработки адаптационных курсов - что еще нужно помнить?

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
В eL адаптация сотрудников не работает..., ибо не курс должен лежать в основе адаптации сотрудника, а технологии командо-построения, поэтому не тратьте время и силы, а амбиции руководства можно удовлетворить и другими методами)))
Таnia in Delhi написал(а)…
Очень интересный блог! На досуге обязательно изучу, так как тема для меня актуальная. Сама с 2008г. учусь на магистерской программе, где некоторые курсы прохожу онлайн; прохожу отлично составленный бизнес-тренинг онлайн. В роли одного из тренеров работаю над созданием онлайн тренинг по кросс-культурной адаптации.
rabamaster написал(а)…
Поддерживаю! Идея не нова, но актуальна и приняла новую форму, существуют такие интересные решения как, например, буклет с такой же информацией. Но, кому интересно носить буклет? Дайте ссылку, я синхронизирую ее со своим гуглофоном и буду постоянно носить в кармане!
И насчет работы в команде - вроде не ново, но супер!
Статья очень понравилась, систематизировала и разложила по полочкам.



Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела