К основному контенту

Адаптация сотрудников - работает ли в электронном виде?

Электронные курсы для адаптации сотрудников делают практически все компании, у которые есть электронное обучение, даже на самых начальных стадиях развития. Потому что это удобно: не нужно набирать группы, не нужно отправлять тренера из-за 4 человек в далекий город, можно быстро обновлять информацию. Пришел человек, мы ему курс открыли, он его прошел и начал работать.

Про тему вводных курсов я несколько раз писала:
- Как сделать хороший адаптационный курс?
- Что мешает эффективному восприятию электронного адаптационного курса?

На тендеры в компаниях чаще всего выставляются именно адаптационные курсы. Они большие, на них выделяется хороший бюджет, есть смысл посмотреть предложения рынка. Запросы предложений на эту тему заставляют задуматься, а будет ли электронное обучение для этой темы вообще работать. Почему так резко? Потому как все чаще я не могу от потенциального заказчика получить ответ на вопрос: "Что должно быть в итоге? К какому результату вы идете?".

Основной набор слов в запросе предложений на адаптационные курсы: увлекательный, интерактивный, интересный, яркий, нескучный, с хорошей графикой. Еще есть пара технологических моментов, а также требования по ресурсам.

Про красиво я постоянно говорю, что это вообще не термин. Аналогично и с ярко, красочно и все такое прочее - это очень субъективно. Попробуйте сравнить ваше "красиво" с "красиво" коллеги, но только не того, с кем вы по пятницам вместе время проводите, а с тем, с кем у вас отношения не складываются. И увидите, что в целевой аудитории курса люди будут с очень разным "красиво".

Как бы это не было печально, но аналогично можно сравнить и увлекательность, интересность,  и интерактивность. Вы играете в компьютерные игры? Нет? Тогда вам не будет интересно искать на экране спрятанные предметы, получать за это баллы и тратить их на то, чтобы попасть в секретные комнаты и там еще сделать одно задание. А мне будет, потому что я такие игры очень уважаю. А может быть для вас увлекательным будет чтение интересного материала?

В вводном курсе должна быть очевидна стратегия компании, должна легко прослеживаться тенденция, какими должны быть сотрудники компании, что в них нужно развивать, что нужно привить. Материал должен быть и полезным для первых дней работы и полезных для интеграцию в компанию. И он должен отражать то, какой компания являеься на самом деле.

Если собрать лучший опыт по созданию адаптационных курсов, которые работают, то получится вот такой перечень особенностей разработки:

  • В создании стратегии адаптационного курса и его концепции стоит участвовать топ-менеджменту, чтобы они определили, каким должны быть сотрудник их компании; 
  • Перед тем, как начинать что-то делать, стоит ответить себе честно на вопрос: "Кто мы? Какие у нас есть особенноости, которые важно знать, чтобы начать работать эффективно и успешно?";
  • Работа с подрядчиком должна начинаться не создания концепции электронного курса, а с обсуждения задач, которые нужно решить, органичений, которые в компании есть, норм, культуры, правил и прочего. Хорошо бы еще обсудить корпоративный юмор, привычки, хобби. Тогда подрядчик сможет нарисовать такую концепцию, которая будет работать; 
  • Даже если целевая аудитория - все сотрудники компании - все равно нужно с целевой аудиторией работать. Иногда мы занижаем возможности курса, только потому что предполагается, что среди прочих есть некие люди, которым ничего не надо, они уже перед пенсией и играть не будут, и потому игру включать нельзя. Так вот иногда стоит или ими пожертвовать или их научить играть, во имя того, что основной массе все же будет интересно и увлекательно. 
  • Лучше потратить много денег на сюжет и логику, чем потратить много денег на графику. Как бы ни было красиво, если по смыслу бесполезно, то работать не будет. 
  • Чем меньше, тем лучше. В адаптационный курс пытаются влючить все, что только можно. Лучше включить то, без чего жить будет трудно. Тогда сотрудник начнет работать эффективно и спокойно воспримет все остальное из других ресурсов. 
Кстати, я точно знаю, что у многих читателей блога есть опыт разработки адаптационных курсов - что еще нужно помнить?

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
В eL адаптация сотрудников не работает..., ибо не курс должен лежать в основе адаптации сотрудника, а технологии командо-построения, поэтому не тратьте время и силы, а амбиции руководства можно удовлетворить и другими методами)))
Таnia in Delhi написал(а)…
Очень интересный блог! На досуге обязательно изучу, так как тема для меня актуальная. Сама с 2008г. учусь на магистерской программе, где некоторые курсы прохожу онлайн; прохожу отлично составленный бизнес-тренинг онлайн. В роли одного из тренеров работаю над созданием онлайн тренинг по кросс-культурной адаптации.
rabamaster написал(а)…
Поддерживаю! Идея не нова, но актуальна и приняла новую форму, существуют такие интересные решения как, например, буклет с такой же информацией. Но, кому интересно носить буклет? Дайте ссылку, я синхронизирую ее со своим гуглофоном и буду постоянно носить в кармане!
И насчет работы в команде - вроде не ново, но супер!
Статья очень понравилась, систематизировала и разложила по полочкам.



Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...