К основному контенту

Про стоимость разработки курса и про его целевую аудиторию

В апреле мы с одним коллегой активно обсуждали вопрос анализа целевой аудитории в курсе и то, как результаты этого анализа на сам курс влияют. Был у меня вот этот пост, правда обсуждали мы вопрос уже в личной переписке.

Вот такой вопрос возник: "Как в курсе должна быть выражена целевая аудитория? Как это можно увидеть?".

Начну с того, что курс сделанный для всех - это разве что история про новогоднюю елку, салат Оливье или подарки на 8ое марта. Тут уж точно все заинтересованы, хотя бы косвенно. Кулинарные курсы, курсы про сад, огород и прочие бытовые повседневности - даже они должны иметь определение целевой аудитории.

Как верно мой коллега заметил, если курс кулирнарный ориентирован на новичка, то говорить меру в граммах - бессмысленно. Потому что человек, который готовить не умеет, может и не знать даже, как ее отмерять. Тогда сначала нужно инструктировать как и что делать. А это уже серьезное увеличение курса. Для новичков нужны ложки, столовые и чайные, стаканы и прочие понятные предметы. А вот человек с опытом может прекрасно понять, что 5гр соли - это чайная ложка без горки. Кстати, в американских поваренных книгах все меры именно в бытовых мерках и указаны, так проще и так для всех.

Если же курс серьезный, то определение целевой аудитории имеет еще большее значение:

  • давать в начале определения или нет? 
  • что предлагать в справочной информации?
  • какие давать задания и какие пояснения к ним? 
  • какие давать примеры и как их комментировать?
Я даже не буду говорить уровень основного материала, это и так понятно. 

Мне сразу видно, на кого курс ориентирован, если в нем действительно учли целевую аудиторию. Если люди подготовленные, то в начале нет долгих вступлений, а все сразу по делу. Даже может быть практикум сразу. Аналогично, если курс на внутреннюю бытовую тему, вроде информационной безопасности, где все и так знают, но нужно отработать привычку. 

А вот когда целевой аудитории не видно, тут начинаются самые основные проблемы. Если сторонний человек не понимает для кого этот курс сделан, то как не поймет и тот, кто будет его учить. 

Почему-то слишком многие думают, что делать 2 или 3 или даже 4 курса дорого. Мол, как так, нужно с помощью e-learning экономить, а тут в 4 раза дороже. А кто-то считал, что будет, если люди пройдут курс зря? Сколько денег потратится? Давайте попробуем прикинуть: 
  • Мы сделали 1 курс стоимостью 200 000р
  • Его целевая аудитория - 2000 человек
  • Из них он будет полезен скажем только половине (это оптимистично, но ладно)
  • Остальные 1000 пройдут его зря и их нужно будет повторно учить (это при хорошем варианте, а при плохом - от них пойдет убыток при выполнении своих задач, брак, потеря клиентов) 
  • Средняя зарплата в этой 1000 человек - 25 000 + 30% (грубо) налогов = 32 500
  • Прохождение курса занимает 1 час
  • Стоимость 1 часа рабочего времени (грубо, из расчета 160 часов в месяц) - 203р
  • Получается, мы потратили минимум 203 000 лишние за счет бессмысленного отрыва от работы
  • Если добавить к этому потенциальное повтоное обучение, то будет еще 250 000 если это курс и много больше - если очно. 
  • Сделав 2 курса по 200 000 мы бы уложились в те же средства, но покрыли бы две разные целевые аудитории более точно и аккуратно. 
Если посчитать убытки, связанные с неправильной работы в следствии недостатка знаний и навыков, но хватит и на 3 и на 4 курса и еще останется. 

Если при всем этом делать курс экономнее, не делать бесполезную крутую графику и море анимации, делать практикумы и игры, то получится совсем хорошо. Потому как за 200 000 при правильном подходе можно сделать 2 курса для разных целевых аудиторий. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела