К основному контенту

Зачем нужна системность в обучении?


В последнее время все чаще встает вопрос об отсутствии системы обучения во многих компаниях. Дело в том, что при заказе  разработки электронного курса обязательно нужно ответить на вопросы: «Что слушатели уже знают?», «Что они будут изучать дальше?». Ответы на эти вопросы необходимы для того, чтобы избежать повторов в создаваемом электронном курсе. При работе с заказчиком и анализе материала часто выясняется, что заказчик сам не знает, что слушатели будут изучать дальше. Выяснить, что слушатели изучали ранее, тоже, как правило, непросто. 

Внутренняя система обучения иногда настолько разрозненная, что заказ на разработку курсов идет из различных подразделений, а отдел обучения пытается взять на себя функцию простого координатора, а не вырабатывает единую траекторию обучения для определенной категории сотрудников. В результате этого значительно увеличиваются затраты на разработку курсов. В первую очередь, потому что компании зачастую приходится повторно делать определенные модули и учебные объекты. Например, некая информация уже представлена во вводном курсе, а затем она продублирована в другом курсе.

Когда ведется разработка электронного курса, когда мы начинаем первично анализировать, что должно быть в курсе, каким образом это лучше представить и каких целей нужно добиться, возникает еще одна малоприятная ситуация: заказчик ставит сразу десяток разных целей. Слушателей нужно и ознакомить, и научить, и проинформировать, и отработать практику, и так далее. Получается целый букет целей, который невозможно реализовать в рамках одного курса.  Каждый курс должен быть ориентирован на одну конкретную задачу обучения, максимум, что к этой задаче можно добавить – это ее производные.

Итак, что получается? Если компания, начиная электронное обучение, воспримет эту инновацию не просто как что-то новое, что ставится поверх старой системы, а как момент для обновления и реформации всей системы обучения в целом, то в первую очередь должны быть выстроены стратегия обучения и стратегия развития электронного обучения. На фоне выстраивания стратегии развития электронного обучения должна быть обязательно произведена работа по структуризации программы обучения по должностям. Это большая работа, но надо начать хотя бы с траектории обучения, которая будет общей для всех сотрудников (вводные курсы, введения в отрасль, навыки деловой переписки, кодекс работы в компании и т.д.). Это должно быть сделано на самых первых этапах. Иначе потом получится, что мы создаем разрозненные курсы, которые так или иначе постоянно дублируют друг друга, а это – прямой путь к снижению эффективности и повышению затрат на обучение.

Дублирование информации – не единственное, что может произойти из-за отсутствия траектории обучения. Может образоваться недостаток информации. При анализе материала и задач обучения  часто выясняется, что в курс стоило бы добавить что-то еще, что в общей канве этого курса смотрелось бы вполне логично и однородно. Будучи разработчиками, мы сами не можем этого сделать, мы можем лишь предложить это заказчикам. Предлагаем проанализировать, добавить еще какие-то блоки, но, к сожалению, это не всегда оказывается возможным. Почему? Именно из-за отсутствия общей траектории обучения.

Чем больше в обучении системности, тем больше пользы оно приносит. Чем больше в электронном обучении системности и выверенности, тем меньше на него затрачивается денег. Это становится очевидным, когда собственноручно занимаешься расчетом бюджетов на проекты по внедрению электронного обучения. Чем меньше системы, тем больше финальная стоимость проекта.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Согласна с Вами, Елена. Системность очень нужна не только для разработки курсов, но и целом для эффективного функционирования СДО.
И "работа по структуризации программы обучения по должностям" - это действительно невероятный труд, которым я как раз сейчас занята:) и такое занятие возникает ежегодно. Свой "+" в том, что есть проф.направленность, а "-" в большом кол-ве технической работы и в донесении до сотрудников необходимости постоянных изменений в программе в связи с динамикой развития банка.
Очень важна еще и ясность системного подхода и для самого отдела обучения, и для слушателей.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела