В последнее время все чаще встает вопрос об отсутствии
системы обучения во многих компаниях. Дело в том, что при заказе разработки электронного курса обязательно
нужно ответить на вопросы: «Что слушатели уже знают?», «Что они будут изучать
дальше?». Ответы на эти вопросы необходимы для того, чтобы избежать повторов в
создаваемом электронном курсе. При работе с заказчиком и анализе материала
часто выясняется, что заказчик сам не знает, что слушатели будут изучать
дальше. Выяснить, что слушатели изучали ранее, тоже, как правило, непросто.
Внутренняя система обучения иногда настолько разрозненная, что заказ на
разработку курсов идет из различных подразделений, а отдел обучения пытается
взять на себя функцию простого координатора, а не вырабатывает единую
траекторию обучения для определенной категории сотрудников. В результате этого
значительно увеличиваются затраты на разработку курсов. В первую очередь, потому
что компании зачастую приходится повторно делать определенные модули и учебные
объекты. Например, некая информация уже представлена во вводном курсе, а затем
она продублирована в другом курсе.
Когда ведется разработка электронного курса, когда мы
начинаем первично анализировать, что должно быть в курсе, каким образом это
лучше представить и каких целей нужно добиться, возникает еще одна малоприятная
ситуация: заказчик ставит сразу десяток разных целей. Слушателей нужно и
ознакомить, и научить, и проинформировать, и отработать практику, и так далее.
Получается целый букет целей, который невозможно реализовать в рамках одного
курса. Каждый курс должен быть
ориентирован на одну конкретную задачу обучения, максимум, что к этой задаче
можно добавить – это ее производные.
Итак, что получается? Если компания, начиная электронное
обучение, воспримет эту инновацию не просто как что-то новое, что ставится
поверх старой системы, а как момент для обновления и реформации всей системы
обучения в целом, то в первую очередь должны быть выстроены стратегия обучения
и стратегия развития электронного обучения. На фоне выстраивания стратегии
развития электронного обучения должна быть обязательно произведена работа по структуризации
программы обучения по должностям. Это большая работа, но надо начать хотя бы с
траектории обучения, которая будет общей для всех сотрудников (вводные курсы,
введения в отрасль, навыки деловой переписки, кодекс работы в компании и т.д.).
Это должно быть сделано на самых первых этапах. Иначе потом получится, что мы
создаем разрозненные курсы, которые так или иначе постоянно дублируют друг
друга, а это – прямой путь к снижению эффективности и повышению затрат на
обучение.
Дублирование информации – не единственное, что может
произойти из-за отсутствия траектории обучения. Может образоваться недостаток
информации. При анализе материала и задач
обучения часто выясняется, что в курс
стоило бы добавить что-то еще, что в общей канве этого курса смотрелось бы вполне
логично и однородно. Будучи разработчиками, мы сами не можем этого сделать,
мы можем лишь предложить это заказчикам. Предлагаем проанализировать, добавить
еще какие-то блоки, но, к сожалению, это не всегда оказывается возможным. Почему?
Именно из-за отсутствия общей траектории обучения.
Чем больше в обучении системности, тем больше пользы оно
приносит. Чем больше в электронном обучении системности и выверенности, тем
меньше на него затрачивается денег. Это становится очевидным, когда собственноручно
занимаешься расчетом бюджетов на проекты по внедрению электронного обучения.
Чем меньше системы, тем больше финальная стоимость проекта.
Комментарии
И "работа по структуризации программы обучения по должностям" - это действительно невероятный труд, которым я как раз сейчас занята:) и такое занятие возникает ежегодно. Свой "+" в том, что есть проф.направленность, а "-" в большом кол-ве технической работы и в донесении до сотрудников необходимости постоянных изменений в программе в связи с динамикой развития банка.
Очень важна еще и ясность системного подхода и для самого отдела обучения, и для слушателей.