К основному контенту

Каким бывает электронное обучение?

За последние лет 6-7 я видела много корпоративных e-learning проектов. Некоторые оказались очень успешными, некоторые - полностью потерялись и стерлись, ушли вместе с поменявшими работу идиологами. Раньше я всегда считала, что самые трудные клиенты и самые неэффективные e-learning проекты там, куда электронное обучение продали такие как мы, поставщики и разработчики. Пришли, рассказали, пообещали, что все будет быстро и просто, продали, поставили (разработали), ушли. Ничего не работает само, странно... Плохой этот ваш e-learning!

Сегодня можно смело проекты разделить на несколько категорий.
1. Мы понимаем, что e-learning - это полезная штука и хотим решить с ее помощью то, что не можем решить обычным очным обучением. Эта категория, очевидно, самая лучшая. Тут все понимают, зачем e-learning, какие задачи будет решать и что с ним нужно сделать. В итоге инструменты, курсы и подходы подбираются под задачи, задачи ориентированы на достижение целей компании и все очень сбалансировано. Идея электронного обучения в этой категории понятна всем участникам проекта. У таких проектах есть и руководитель и команда.
2. E-learning - это хорошо, можно много разных задач решить, но пока не понятно, что именно нужно нам. Тут опять же вроде все понимают что и как работает, вроде все прозрачно, но вот плывет та единая цель, которая должна стоять в начале любого проекта. Как правило, в итоге покупается и создается много всего, но не все нужно и не все будет работать. Тут могут быть даже 1-2 специальных сотрудника.
3. E-learning - это круто, только у нас в компании этого никто не понимает! Такой проект держится на одном человеке, который откуда-то эту мысль принес и хочет развивать. Коллеги его не понимают, потому что он на себя берет лишнюю работу, а руководство просит обоснований и доказательств. Сам инициатор, как правило, может делать в e-learning практически все и если сумеет "продавить" проект, то будет человеком-оркестром, и делая курсы, и управляя СДО. Дополнительный ресурс тут появится нескоро.С уходом инициатора все может резко умереть или плавно зачахнуть.
4. Начальник сказал, что у всех уже есть, значит нам тоже надо, и мы уже купили (выбираем) систему. Сотрудники внутри подразделения не понимают что это такое и зачем нужно, все упорно сражаются, чтобы не получить весь этот e-learning на свои плечи (и еще на одно место). Понимания зачем делается нет, а потому никто не знает, что именно покупать и заказывать. Как правило начинают действовать по ключевому слову "электронное", то есть надо что-то электронное купить. Этим что-то скорее всего будет СДО и пачка готовых курсов. Тут все или загнется само или появится инициатор из категории 3 и все поднимет на какой-то рабочий уровень.

Самая большая проблема проектов категорий 2-4 - полное отсутствие понимания целей проекта. Когда я задаю вопрос "Зачем?" на меня на тренингах смотрят пар 10 совершенно растерянных глаз, а потом начинается перечисление стандартных характеристик "в любое время в любом месте". Но тут же соглашаются с тем, что сами не готовы изучать даже самый классный курс по стандартам обслуживания или по пожарной безопасности, ночью, с собственного ноута где-нибудь в Египте в отпуске (даже и не в Египте, и не в отпуске, а вообще просто дома). И тут случается момент истины - "а зачем нам все-таки эта штука нужна?"

И не смотря на то, что мы уже можем даже говорить о каком объеме нашего рынка (в смысле, что рынок уже есть и там есть движение средств), мы пока не можем не то что говорить об интеграции в рабочие задачи, мы не можем говорить даже о том, что e-learning мы используем как инструмент, а не как отдельный, новомодный гаджет. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Эх Елена, тут нет ничего странного, для eL пока не готова почва, отдельные компании, где удалось реализовать чего либо, единицы. Причины, почему у нас так все плохо, кроются в очень слабой экономике:( и отсутствие нормативно правовой среды для развития eL. Власть за последние 20 лет после коммунистов, угробила и без того сгнившую экономику, развалила науку и образование, так что результат предсказуем. Что делать? Менять принципы разработки законов и регламенты работы с ними. Менять существующую концепцию образования с трансяционной на когнитивную, решение тестов не учит творчеству, досадно, что министр этого не понимает...:) Нельзя в России копировать западный опыт, нужно смотреть на два шага вперед и не доганять, а опережать, а этого можно достич только применяя инновации, в том числе и социальной направленности, но готовали власть хоть что нибуть менять, покажет время, на данный момент готов выйти на площадь...:)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела