За последние лет 6-7 я видела много корпоративных e-learning проектов. Некоторые оказались очень успешными, некоторые - полностью потерялись и стерлись, ушли вместе с поменявшими работу идиологами. Раньше я всегда считала, что самые трудные клиенты и самые неэффективные e-learning проекты там, куда электронное обучение продали такие как мы, поставщики и разработчики. Пришли, рассказали, пообещали, что все будет быстро и просто, продали, поставили (разработали), ушли. Ничего не работает само, странно... Плохой этот ваш e-learning!
Сегодня можно смело проекты разделить на несколько категорий.
1. Мы понимаем, что e-learning - это полезная штука и хотим решить с ее помощью то, что не можем решить обычным очным обучением. Эта категория, очевидно, самая лучшая. Тут все понимают, зачем e-learning, какие задачи будет решать и что с ним нужно сделать. В итоге инструменты, курсы и подходы подбираются под задачи, задачи ориентированы на достижение целей компании и все очень сбалансировано. Идея электронного обучения в этой категории понятна всем участникам проекта. У таких проектах есть и руководитель и команда.
2. E-learning - это хорошо, можно много разных задач решить, но пока не понятно, что именно нужно нам. Тут опять же вроде все понимают что и как работает, вроде все прозрачно, но вот плывет та единая цель, которая должна стоять в начале любого проекта. Как правило, в итоге покупается и создается много всего, но не все нужно и не все будет работать. Тут могут быть даже 1-2 специальных сотрудника.
3. E-learning - это круто, только у нас в компании этого никто не понимает! Такой проект держится на одном человеке, который откуда-то эту мысль принес и хочет развивать. Коллеги его не понимают, потому что он на себя берет лишнюю работу, а руководство просит обоснований и доказательств. Сам инициатор, как правило, может делать в e-learning практически все и если сумеет "продавить" проект, то будет человеком-оркестром, и делая курсы, и управляя СДО. Дополнительный ресурс тут появится нескоро.С уходом инициатора все может резко умереть или плавно зачахнуть.
4. Начальник сказал, что у всех уже есть, значит нам тоже надо, и мы уже купили (выбираем) систему. Сотрудники внутри подразделения не понимают что это такое и зачем нужно, все упорно сражаются, чтобы не получить весь этот e-learning на свои плечи (и еще на одно место). Понимания зачем делается нет, а потому никто не знает, что именно покупать и заказывать. Как правило начинают действовать по ключевому слову "электронное", то есть надо что-то электронное купить. Этим что-то скорее всего будет СДО и пачка готовых курсов. Тут все или загнется само или появится инициатор из категории 3 и все поднимет на какой-то рабочий уровень.
Самая большая проблема проектов категорий 2-4 - полное отсутствие понимания целей проекта. Когда я задаю вопрос "Зачем?" на меня на тренингах смотрят пар 10 совершенно растерянных глаз, а потом начинается перечисление стандартных характеристик "в любое время в любом месте". Но тут же соглашаются с тем, что сами не готовы изучать даже самый классный курс по стандартам обслуживания или по пожарной безопасности, ночью, с собственного ноута где-нибудь в Египте в отпуске (даже и не в Египте, и не в отпуске, а вообще просто дома). И тут случается момент истины - "а зачем нам все-таки эта штука нужна?"
И не смотря на то, что мы уже можем даже говорить о каком объеме нашего рынка (в смысле, что рынок уже есть и там есть движение средств), мы пока не можем не то что говорить об интеграции в рабочие задачи, мы не можем говорить даже о том, что e-learning мы используем как инструмент, а не как отдельный, новомодный гаджет.
Сегодня можно смело проекты разделить на несколько категорий.
1. Мы понимаем, что e-learning - это полезная штука и хотим решить с ее помощью то, что не можем решить обычным очным обучением. Эта категория, очевидно, самая лучшая. Тут все понимают, зачем e-learning, какие задачи будет решать и что с ним нужно сделать. В итоге инструменты, курсы и подходы подбираются под задачи, задачи ориентированы на достижение целей компании и все очень сбалансировано. Идея электронного обучения в этой категории понятна всем участникам проекта. У таких проектах есть и руководитель и команда.
2. E-learning - это хорошо, можно много разных задач решить, но пока не понятно, что именно нужно нам. Тут опять же вроде все понимают что и как работает, вроде все прозрачно, но вот плывет та единая цель, которая должна стоять в начале любого проекта. Как правило, в итоге покупается и создается много всего, но не все нужно и не все будет работать. Тут могут быть даже 1-2 специальных сотрудника.
3. E-learning - это круто, только у нас в компании этого никто не понимает! Такой проект держится на одном человеке, который откуда-то эту мысль принес и хочет развивать. Коллеги его не понимают, потому что он на себя берет лишнюю работу, а руководство просит обоснований и доказательств. Сам инициатор, как правило, может делать в e-learning практически все и если сумеет "продавить" проект, то будет человеком-оркестром, и делая курсы, и управляя СДО. Дополнительный ресурс тут появится нескоро.С уходом инициатора все может резко умереть или плавно зачахнуть.
4. Начальник сказал, что у всех уже есть, значит нам тоже надо, и мы уже купили (выбираем) систему. Сотрудники внутри подразделения не понимают что это такое и зачем нужно, все упорно сражаются, чтобы не получить весь этот e-learning на свои плечи (и еще на одно место). Понимания зачем делается нет, а потому никто не знает, что именно покупать и заказывать. Как правило начинают действовать по ключевому слову "электронное", то есть надо что-то электронное купить. Этим что-то скорее всего будет СДО и пачка готовых курсов. Тут все или загнется само или появится инициатор из категории 3 и все поднимет на какой-то рабочий уровень.
Самая большая проблема проектов категорий 2-4 - полное отсутствие понимания целей проекта. Когда я задаю вопрос "Зачем?" на меня на тренингах смотрят пар 10 совершенно растерянных глаз, а потом начинается перечисление стандартных характеристик "в любое время в любом месте". Но тут же соглашаются с тем, что сами не готовы изучать даже самый классный курс по стандартам обслуживания или по пожарной безопасности, ночью, с собственного ноута где-нибудь в Египте в отпуске (даже и не в Египте, и не в отпуске, а вообще просто дома). И тут случается момент истины - "а зачем нам все-таки эта штука нужна?"
И не смотря на то, что мы уже можем даже говорить о каком объеме нашего рынка (в смысле, что рынок уже есть и там есть движение средств), мы пока не можем не то что говорить об интеграции в рабочие задачи, мы не можем говорить даже о том, что e-learning мы используем как инструмент, а не как отдельный, новомодный гаджет.
Комментарии