К основному контенту

Каким бывает электронное обучение?

За последние лет 6-7 я видела много корпоративных e-learning проектов. Некоторые оказались очень успешными, некоторые - полностью потерялись и стерлись, ушли вместе с поменявшими работу идиологами. Раньше я всегда считала, что самые трудные клиенты и самые неэффективные e-learning проекты там, куда электронное обучение продали такие как мы, поставщики и разработчики. Пришли, рассказали, пообещали, что все будет быстро и просто, продали, поставили (разработали), ушли. Ничего не работает само, странно... Плохой этот ваш e-learning!

Сегодня можно смело проекты разделить на несколько категорий.
1. Мы понимаем, что e-learning - это полезная штука и хотим решить с ее помощью то, что не можем решить обычным очным обучением. Эта категория, очевидно, самая лучшая. Тут все понимают, зачем e-learning, какие задачи будет решать и что с ним нужно сделать. В итоге инструменты, курсы и подходы подбираются под задачи, задачи ориентированы на достижение целей компании и все очень сбалансировано. Идея электронного обучения в этой категории понятна всем участникам проекта. У таких проектах есть и руководитель и команда.
2. E-learning - это хорошо, можно много разных задач решить, но пока не понятно, что именно нужно нам. Тут опять же вроде все понимают что и как работает, вроде все прозрачно, но вот плывет та единая цель, которая должна стоять в начале любого проекта. Как правило, в итоге покупается и создается много всего, но не все нужно и не все будет работать. Тут могут быть даже 1-2 специальных сотрудника.
3. E-learning - это круто, только у нас в компании этого никто не понимает! Такой проект держится на одном человеке, который откуда-то эту мысль принес и хочет развивать. Коллеги его не понимают, потому что он на себя берет лишнюю работу, а руководство просит обоснований и доказательств. Сам инициатор, как правило, может делать в e-learning практически все и если сумеет "продавить" проект, то будет человеком-оркестром, и делая курсы, и управляя СДО. Дополнительный ресурс тут появится нескоро.С уходом инициатора все может резко умереть или плавно зачахнуть.
4. Начальник сказал, что у всех уже есть, значит нам тоже надо, и мы уже купили (выбираем) систему. Сотрудники внутри подразделения не понимают что это такое и зачем нужно, все упорно сражаются, чтобы не получить весь этот e-learning на свои плечи (и еще на одно место). Понимания зачем делается нет, а потому никто не знает, что именно покупать и заказывать. Как правило начинают действовать по ключевому слову "электронное", то есть надо что-то электронное купить. Этим что-то скорее всего будет СДО и пачка готовых курсов. Тут все или загнется само или появится инициатор из категории 3 и все поднимет на какой-то рабочий уровень.

Самая большая проблема проектов категорий 2-4 - полное отсутствие понимания целей проекта. Когда я задаю вопрос "Зачем?" на меня на тренингах смотрят пар 10 совершенно растерянных глаз, а потом начинается перечисление стандартных характеристик "в любое время в любом месте". Но тут же соглашаются с тем, что сами не готовы изучать даже самый классный курс по стандартам обслуживания или по пожарной безопасности, ночью, с собственного ноута где-нибудь в Египте в отпуске (даже и не в Египте, и не в отпуске, а вообще просто дома). И тут случается момент истины - "а зачем нам все-таки эта штука нужна?"

И не смотря на то, что мы уже можем даже говорить о каком объеме нашего рынка (в смысле, что рынок уже есть и там есть движение средств), мы пока не можем не то что говорить об интеграции в рабочие задачи, мы не можем говорить даже о том, что e-learning мы используем как инструмент, а не как отдельный, новомодный гаджет. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Эх Елена, тут нет ничего странного, для eL пока не готова почва, отдельные компании, где удалось реализовать чего либо, единицы. Причины, почему у нас так все плохо, кроются в очень слабой экономике:( и отсутствие нормативно правовой среды для развития eL. Власть за последние 20 лет после коммунистов, угробила и без того сгнившую экономику, развалила науку и образование, так что результат предсказуем. Что делать? Менять принципы разработки законов и регламенты работы с ними. Менять существующую концепцию образования с трансяционной на когнитивную, решение тестов не учит творчеству, досадно, что министр этого не понимает...:) Нельзя в России копировать западный опыт, нужно смотреть на два шага вперед и не доганять, а опережать, а этого можно достич только применяя инновации, в том числе и социальной направленности, но готовали власть хоть что нибуть менять, покажет время, на данный момент готов выйти на площадь...:)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...