К основному контенту

Почему мозг не любит PowerPoint?

В комментариях в прошлому посту зашла речь о том, почему курс делается именно из презентаций. Основная причина в том, что презентации - основной материал тренингов. Их и показывают, они же чаще всего идут и в раздаточный материал. Очевидно, что специально и отдельно в большинстве случаев никто материл делать не будет - уже и так вложено достаточно много.

При использовании презентации в аудитории недостатки самой презентации можно компенсировать работой тренера, его голосом и акцентами на правильных словах и в правильных местах. Но вот когда эта презентация идет в электронный курс, тут уже компенсировать огрехи совершенно нечем. Нужно многое переделывать и выверять.

Сегодня совершенно случайно нашла статью про 5 способов снижения нагрузки от PowerPoint. Статья написана на основе исследований работы мозга. Есть очень интересные мысли. Самая первая и очень "в точку" - списки, шаблоны слайдов и легкое добавление всевозможных объектов приучает пользователя к этому (потому что это легко и просто), но все эти способы представления информации не самые эффективные с точки зрения работы мозга. 

Графика из статьи
Мозг человека воспринимает информацию через два основных канала - слух и зрение.

При этом уже давно известно, что много информации сразу мозг воспринимать не может. Он воспринимает только часть из того, что поступает на эти два канала. Он также принимает решение о том, стоит ли связывать между собой поступившую информацию.

Кстати, кроме описанных особенностей мозга, которые влияеют на восприятие и обработку информации, можно еще вспомнить и про то, что мозг будет решать после обработки, на что ему реагировать, а на что нет.

Когда же мы сидим на презентации (слушаем доклад или тренинг), то очень часто получается вот такая картина информационного потока к нам в мозг.
Аналогичная картинка возникает и в курсе, когда наиболее типичные очень перегруженные слайды озвучиваются. В этот момент мозг не знает, на что именно ему обращать внимание.

В этот момент происходит первая утечка возможностей мозга, потому что свои силы он тратит зря. В этом изобилии информации мозгу нужно будет сделать выбор о том, что именно ему нужно. И тут мы с вами можем проиграть, потому как мозг слушателя не обязательно сделает выбор в пользу доносимого сообщения. Чем больше элементов на слайде, тем серьезнее решение о том, что именно нужно воспринять. Более того, рабочая память у нас очень слабая, туда вмещается мало, поэтому многое будет выброшено. А ведь именно у того, что попало в краткосрочную память, есть шансы попасть в долгосрочную и быть запомненным.

Так, основная мысль - если на слайдах будет слишком много информации, то мозгу придется сильно фильтровать, чтобы что-то воспринять. А фильтруя он может выкинуть то, что мы хотели донести и запомнить, например, симатичный цвет какого-то графика, в то время как мы пытались донести причины снижения дохода. Что делать? Статья предлагает 5 решений для презентаций, я же их перекину на электронный курс
1. У каждого слайда должен быть понятный и содержательный заголовок. В электронном курсе на слайде не должно быть дублирования названия темы, названия курса и названия подтемы, должен быть смысловой заголовок, по которому будет понятно о чем именно тут идет речь. В статье очень хорошо сказано "Используйте не название слайда, а заголовок", имея ввиду газетный заголовок, который привлекает внимание слушателей.
2. Сегментриуйте историю на несколько слайдов. В статье предлагается регулярно переходить к сортировщику слайдов в PowerPoint, чтобы смотреть как идет история и не перегружены ли слайды. В курсе также очень важно видеть сюжетную линию и не пытаться всю информацию на один слайд уложить. История из хороших заголовков и соответствующей графики будет лучше запоминаться.
3-4. Нужно сократить нагрузку на зрительный канал. Для этого стоит убрать текст со слайда, оставить только графику и ее озвучить. Для курса это особенно актуально. Если озвучить нет возможности, то нужно раскладывать сообщение на несколько слайдов. Кстати, это очень хорошая проверка графики на содержательность. Если убрав текст и добавив звуковые комментарии, она не потеряет смысл, то она нужна. Если нет - то это было простое украшение.
5. Со слайдов нужно убрать все лишнее. Для курса это актуально даже больше чем презентации, потому что на презентации все-таки на слайдах будет меньше внимания. А вот в курсе смотрят только на них. Поэтому убрать нужно как минимум следующее (часть из статьи, часть мое):

  • сложный фон слайдов с рисунками, орнаментами и прочим
  • весь текст, который только можно убрать 
  • логотипы компании (в статье очень хорошо написано "если вы только не боитесь, что люди забудут кто вы". В случае с курсом - забудут где работают)
  • все инструкции (нужно сделать так, чтобы можно было закрыть)
  • помощника, который не несет никакого смысла
  • все лишние декоративные эффекты от объектов на слайде, особенно отражения, тени и объем
Иногда как такие статьи-книжки почитаю страшно становится - думаю, что правильный курс сделать нереально. Но у страха глаза велики. Главное - чем проще, тем лучше. Аскетизм при разработке курсов только на пользу. 



Комментарии

Вадим Лузянин написал(а)…
У известного отечественного психолога С.Л.Рубинштейна есть указания на различия мышления мозга как органа и мышления личности. Возможно, Вам эта тонкость где-то пригодится.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Спасибо большое, Вадим! А вы не подскажите, что лучше из его работ изучить?
Вадим Лузянин написал(а)…
Планетарные эксперименты МОДК выявляют контуры будущей педагогики ( андрагогики ).Приобретение знаний перестаёт быть чисто интеллектуальным процессом, а становится процессом личностным.
Самый большой методологический сдвиг в голове проектировщика и исследователя электронных педагогических систем должен произойти в смене модели обучения.
Проектируемый курс всё более и более должен быть ориентирован не на оптимизацию познавательной деятельности, а на развитие.
Приведу цитату из Выготского : ''абстракция и обобщение своей мысли принципиально отличны от абстракции и обобщения вещей ''.Конец цитаты. Далее мои соображения.
Личность занимается первым, и это распростаняется и на другие сферы ( развивает ). Мозг - вторым,решая конкретную задачу.
Вывод кратко : проектируемый курс должен быть в зоне ближайшего развития слушателя. Сам курс следует рассматривать как решение проблемной задачи в рамках группы встреч по Роджерсу.
Что читать?
С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.(Книжечка довольно толстая ).
Петров И.Е. написал(а)…
Елена, что понимать под "Правильным курсом"?
Что должен содержать и как строится правильный курс?
Как развиваться и совершенствоваться, в конце концов как проверить, что он правильный?
Постников Сергей написал(а)…
Хотелось бы заметить, что мозг воспринимает всю информацию, поступающую со всех каналов. А вот осознается она не вся. Приведенные советы как раз преследуют цель сделать долю осознаваемой информации больше.
И присоединяюсь к вопросам И.Е. Петрова. Очень интересно услышатьмнение автора.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около