К основному контенту

Просто о сложном - пример реализации

Когда речь идет о разработке курса по корпоративным регламентам, процессам и документам, то сразу возникает вопрос - Как все представить так, чтобы слушатели все изучили и (!) начали использовать в своей деятельности? Это не так-то просто, потому что материалов много, они очень непростые по языку и мыслям, да и применять их не так-то и просто зачастую. 

Самый первый вариант, который приходит в голову - ситуационные кейсы, где слушатель сразу будет на практике применять новые знания и формировать привычку действовать определенным образом. Но если целевая аудитория большая? Если примеры не подобрать так, чтобы они были близки все? В этом случае все-таки придется показывать процесс. Но сделать это нужно красиво и наглядно. 

Для начала нужно взять графику, которая будет и симпатичной и в то же время не будет отвлекать от восприятия главного. Вот, скажем, что такую:

 Таких человечков никто особенно рассматривать не будет. Значит ресурсы мозга слушателя будут свободны для восприятия материала учебного.

Описание процесса всегда объемные, слов много и воспринимать их трудно. Поэтому основную информацию убираем в звук, на экране оставляем только персонажей с обозначением, кто они, а также ключевые элементы процесса - что, кому и куда?  Все это с минимальным текстом и локаничными обозначениями (пиктограммами). Опять же освобождаем возможности мозга для восприятия главного, держим экран аскетичным.
 Сам процесс большой, шагов много, все запомнить трудно. Более того, на каждом этапе процесса множество деталей, которые тоже нужно знать. Поэтому сначала показываем процесс частями, разыгрываем каждую часть отдельно.

После рассказа о всем процессе мы его собираем в одну картину и показываем все целиком. То есть слушатель уже все знает по частям, а теперь видит все вместе. 
Получается, что при минимальной лишней нагрузке на мышление мы даем много информации по достаточно комплексному по части деталей процессу. И показываем общую картину. Кстати, именно демонстрация деталей, а потом всего вместе отвечает принципам объективизма, где отмечается, что для успешного обучения человеку нужно видеть и всю систему и ее составляющие. 

Практику в этом курсе сделали на основе последней схемы - ее нужно собрать правильно. Во-первых, очень аккуратно и симпатично выглядит, во-вторых, при наличии истории о том, что слушателю нужно что-то согласовать - получается очень хорошая проверка знаний. 

Кстати, тут можно увидеть еще одно интересное решение - меню курса внизу. Оно содержательное, сразу понятно, что есть в пункте и оно очень краткое. Такой вариант хорошо подходит как система поддержки принятия решения (справочник), к которому можно обращаться и после обучения. 




Комментарии

Анонимный написал(а)…
Бредятина. На основании чего вы решили, что подобное представление информации будет удобнее, чем аккуратная блок-схема с ответственными и документами в процессе с возможностью просмотра особенностей этапов?
TatyanaA написал(а)…
Мне кажется, "сильные" оценки говорят не только о Вашей глубокой заинтересованности и профессионализме, но и о воспитании... А статью можно было бы рассматривать как канву для идей. А они возникли, и в большом количестве. Спасибо!
Алла написал(а)…
TatyanaA? спасибо Вам за комментарий))) Есть у нас разные люди... А материал, действительно, интересный, идеи дают возможность от них отталкиваться и двигаться дельше))
Elena Tikhomirova написал(а)…
Важно, чтобы человек не боялся собственного мнения и высказывал бы его открыто. А то как-то скучно - по поводу бредятины хочется обсудить и может быть даже поспотрить, но не с кем, имени-то нет
Анонимный написал(а)…
Так вы обсуждайте, я ваше мнение прочитаю. Как и вы мое.

Согласитесь уважаемые читатели, это забавно, когда адепт педагогического дизайна, всевозможного и всестороннего анализа решает поставленную задачу на уровне "Самый первый вариант, который приходит в голову". Далеко мы уедем на таком образовании.

Я вообще, Алена, даже и не говорю, что подобранные картинки весьма далеки от упомянутых вами понятий "красиво и наглядно". Или ваше мерило красоты является единственно верным для большой целевой аудитории?

Ожидаю увидеть от вас продолжение обсуждения и может быть даже спора. Только давайте на этот раз обоснованно. Не как в посте выше.
Анонимный написал(а)…
Алена, что-то ответа от вас нет. Рискну предположить почему.

У нас в стране получается как: кто-то делает большое дело. Страной, там, управляет, или российское образование двигает. Ну, сурьезное такое дело. Тут из зала раздается обоснованный комментарий, дескать, говно делаете, батенька (маменька). По идее, деятелю стоило бы ответить по существу. Но вместо этого он спрашивает: А как вас зовут, извините? Понимаете? Не понимаете. Ну так вот: я - Путин, ты - Шевчук. Я - бог, ты - дерьмо. Я - Тихомирова (эксперт в образовании), ты - одиннадцатиклассник. Я - Д'артаньян, все пидарасы.

Ведь мы с вами понимаем, что совершенно не важно, кто задает вопрос, если вопрос по-существу. Важно ответить на него, обосновать свою позицию, если, конечно, есть что обосновывать. Ну а если нет, тут идет в ход фамилия и титулы. Алена, прошу вас, не опускайтесь до такого уровня.

Надеюсь на ваш скорый ответ на предыдущий комментарий.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Уважаемый Анонимный (иначе так и не знаю, как к вам обращаться)!

Спасибо за комментарии! И прошу прощения за задержку с ответом - несколько дней не занималась блогом!

Итак, начну с того, что это просто вариант предоставления материала, который был реализован и понравился заказчику. У него есть ряд преимуществ для тех задач, которые он решает.

Я не говорила, что это единственно правильный способ представления информации. И не сравнивала с блок-схемой. Я лишь написала, что есть такой вариант и он работает (как минимум на основании теории когнитивной нагрузки). Более того, при разработке курса с учетом особенностей ЦА, то не для любой группы блок-схемы будут работать.

Теперь про красоту - красота это понятие относительное. У каждого своя. Так как это мой личный блог и пишу я тут свое мнение, то позволю себе говорить, что я считаю красивым, а что нет. А вам спасибо за комментарий про красоту, потому как всегда интересно знать, как твое "красиво" видят другие.

И последнее - учитывая то, как вы меня называете, вы меня знаете лично. А потому как-то совсем странно, почему вы не готовы подписаться?!
Постников Сергей написал(а)…
Боится просто ))))) Это кто-то из Ваших подчиненных. Скорее всего тот, кто обычно заискивающе заглядывает Вам в глаза ))))

А за материал - спасибо. Только я б еще вначале добавил общую картинку.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, спасибо! :)

На этой неделе будет еще одно решение задачи.
Петров И.Е. написал(а)…
Согласен с "анонимный", весь еL сейчас это как слепые котята, это хорошо это плохо... Кому хорошо, кому плохо? Меняйте методологию разработки, делайте ее Не от требований одного человека, т.е. "заказчика", а искодите от конечного пользователя, его потребностей, а для определения как строить материал т.е., кому в блок схемах, кому красивые картинки лучше, нужно менять конценпцию обучения см. патент 2404454 от 20.11.10 и приобретайть лицензию. Хотя с инновациями в РФ полная труба... Народ устал, все устали... :(

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела