Когда речь идет о разработке курса по корпоративным регламентам, процессам и документам, то сразу возникает вопрос - Как все представить так, чтобы слушатели все изучили и (!) начали использовать в своей деятельности? Это не так-то просто, потому что материалов много, они очень непростые по языку и мыслям, да и применять их не так-то и просто зачастую.
Таких человечков никто особенно рассматривать не будет. Значит ресурсы мозга слушателя будут свободны для восприятия материала учебного.
Описание процесса всегда объемные, слов много и воспринимать их трудно. Поэтому основную информацию убираем в звук, на экране оставляем только персонажей с обозначением, кто они, а также ключевые элементы процесса - что, кому и куда? Все это с минимальным текстом и локаничными обозначениями (пиктограммами). Опять же освобождаем возможности мозга для восприятия главного, держим экран аскетичным.
Сам процесс большой, шагов много, все запомнить трудно. Более того, на каждом этапе процесса множество деталей, которые тоже нужно знать. Поэтому сначала показываем процесс частями, разыгрываем каждую часть отдельно.
Самый первый вариант, который приходит в голову - ситуационные кейсы, где слушатель сразу будет на практике применять новые знания и формировать привычку действовать определенным образом. Но если целевая аудитория большая? Если примеры не подобрать так, чтобы они были близки все? В этом случае все-таки придется показывать процесс. Но сделать это нужно красиво и наглядно.
Для начала нужно взять графику, которая будет и симпатичной и в то же время не будет отвлекать от восприятия главного. Вот, скажем, что такую:
Описание процесса всегда объемные, слов много и воспринимать их трудно. Поэтому основную информацию убираем в звук, на экране оставляем только персонажей с обозначением, кто они, а также ключевые элементы процесса - что, кому и куда? Все это с минимальным текстом и локаничными обозначениями (пиктограммами). Опять же освобождаем возможности мозга для восприятия главного, держим экран аскетичным.
Сам процесс большой, шагов много, все запомнить трудно. Более того, на каждом этапе процесса множество деталей, которые тоже нужно знать. Поэтому сначала показываем процесс частями, разыгрываем каждую часть отдельно.
После рассказа о всем процессе мы его собираем в одну картину и показываем все целиком. То есть слушатель уже все знает по частям, а теперь видит все вместе.
Получается, что при минимальной лишней нагрузке на мышление мы даем много информации по достаточно комплексному по части деталей процессу. И показываем общую картину. Кстати, именно демонстрация деталей, а потом всего вместе отвечает принципам объективизма, где отмечается, что для успешного обучения человеку нужно видеть и всю систему и ее составляющие.
Практику в этом курсе сделали на основе последней схемы - ее нужно собрать правильно. Во-первых, очень аккуратно и симпатично выглядит, во-вторых, при наличии истории о том, что слушателю нужно что-то согласовать - получается очень хорошая проверка знаний.
Кстати, тут можно увидеть еще одно интересное решение - меню курса внизу. Оно содержательное, сразу понятно, что есть в пункте и оно очень краткое. Такой вариант хорошо подходит как система поддержки принятия решения (справочник), к которому можно обращаться и после обучения.
Комментарии
Согласитесь уважаемые читатели, это забавно, когда адепт педагогического дизайна, всевозможного и всестороннего анализа решает поставленную задачу на уровне "Самый первый вариант, который приходит в голову". Далеко мы уедем на таком образовании.
Я вообще, Алена, даже и не говорю, что подобранные картинки весьма далеки от упомянутых вами понятий "красиво и наглядно". Или ваше мерило красоты является единственно верным для большой целевой аудитории?
Ожидаю увидеть от вас продолжение обсуждения и может быть даже спора. Только давайте на этот раз обоснованно. Не как в посте выше.
У нас в стране получается как: кто-то делает большое дело. Страной, там, управляет, или российское образование двигает. Ну, сурьезное такое дело. Тут из зала раздается обоснованный комментарий, дескать, говно делаете, батенька (маменька). По идее, деятелю стоило бы ответить по существу. Но вместо этого он спрашивает: А как вас зовут, извините? Понимаете? Не понимаете. Ну так вот: я - Путин, ты - Шевчук. Я - бог, ты - дерьмо. Я - Тихомирова (эксперт в образовании), ты - одиннадцатиклассник. Я - Д'артаньян, все пидарасы.
Ведь мы с вами понимаем, что совершенно не важно, кто задает вопрос, если вопрос по-существу. Важно ответить на него, обосновать свою позицию, если, конечно, есть что обосновывать. Ну а если нет, тут идет в ход фамилия и титулы. Алена, прошу вас, не опускайтесь до такого уровня.
Надеюсь на ваш скорый ответ на предыдущий комментарий.
Спасибо за комментарии! И прошу прощения за задержку с ответом - несколько дней не занималась блогом!
Итак, начну с того, что это просто вариант предоставления материала, который был реализован и понравился заказчику. У него есть ряд преимуществ для тех задач, которые он решает.
Я не говорила, что это единственно правильный способ представления информации. И не сравнивала с блок-схемой. Я лишь написала, что есть такой вариант и он работает (как минимум на основании теории когнитивной нагрузки). Более того, при разработке курса с учетом особенностей ЦА, то не для любой группы блок-схемы будут работать.
Теперь про красоту - красота это понятие относительное. У каждого своя. Так как это мой личный блог и пишу я тут свое мнение, то позволю себе говорить, что я считаю красивым, а что нет. А вам спасибо за комментарий про красоту, потому как всегда интересно знать, как твое "красиво" видят другие.
И последнее - учитывая то, как вы меня называете, вы меня знаете лично. А потому как-то совсем странно, почему вы не готовы подписаться?!
А за материал - спасибо. Только я б еще вначале добавил общую картинку.
На этой неделе будет еще одно решение задачи.