К основному контенту

Во власти стереотипа или про типовую навигацию

Вчера поздно вечером наблюдала уже не в первый раз такую картину: моя мама, которая сейчас живет у меня, пошла в темноте в другую комнату. Нужно было включить свет. У меня в этой комнате несколько источников света и выключателей 4 штуки вместе. Один из них - включает свет в корридоре. Мама включает свет не в комнате, а корридоре. Уже не первый раз. Я никак не могла понять, почему она нажимает не крайний выключатель, что вроде кажется очевидным и логичным, а следующий после него? И тут я вспомнила, что у нее дома точно также устроен свет и у нее перепутаны комната и корридор. И нужно нажать на второй. Что она и делает у меня. На лицо стереотип действия.

Перед выполнением такого действия мозг не включается полностью и не принимает решение о том, что именно нужно сделать, а выполненяет запомнившееся и привычное движение. И только потом понимает, что что-то не то стало результатом действия. Я думаю, что многие попадали в такие ситуации, когда искали что-то в ящике, в котором дома что-то лежит, находясь при этом дома у кого-то. Есть случаи, когда после переезда человек едет не домой, а на старую квартиру.

Вчера я подумала, что ведь аналогичный эффект мы получаем, когда делаем простую последовательную навигацию в курсе. Прочитал слайд, нажимаем "Следующий", прочитал - нажал, прочитал - нажал. С одной стороны это верно, потому что человек не тратит лишнюю энергию мозга. чтобы понять, куда нажимать. Но с другой стороны, мозг начинает на автомате нажимать кнопку, не задумываясь о содержании слайда. Просто чтобы получить итоговый результат - завершенный курс.

Важно сразу сказать, что я совсем не призываю раскидывать кнопку "Следующий" по всем возможным местам на экране на каждом слайде! Но нужно сделать так, чтобы человек не вошел в транс нажимания на кнопку. К сожалению (хотя для меня к счастью), для того, чтобы отказаться от подобной навигации нужно менять саму методику представления материала.

Если делать просто текст и графику, то ничего иного нет. И более того, если вдруг, как в некоторых курсах, кнопки навигации начинают мигрировать по экрану, это только увеличивает и нагрузку на мозг и негативные эмоции слушателя. А вот если курс делать в формате интерактивных задач, то от такой навигации можно легко отказаться, потому что там навигацией будет действие, которое слушателю нужно будет сделать, решение, которое нужно принять. И ему нужно будет не кнопку перехода нажимать, а делать верный выбор. Это сразу мозг и активизирует и заставить работать в правильном направлении.

Самое опасное при разработке курсов - сделать так, что слушатель перестанет думать. Тут и навигация простая, тут и простые тестовые вопросы, где можно или угадать или легко вернуться назад. Для того, чтобы слушатель думал, у курса должен быть сценарий, в котором он будет активным участником. 

Комментарии

VirtDiva написал(а)…
Всегда ли нарушение динамического стереотипа пойдет на пользу курсу? При формировании нового динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты. Именно необходимость этих энергозатрат может оказаться не очевидной для учащегося.В идеале: само формирование нового динамического стереотипа должно быть очевидно полезно учащемуся, причем не для жизни вообще (новые нейронные связи), а конкретно для той его деятельности, которой посвящен курс.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Елена, совершенно с вами согласна, что нужно формирование именно стереотипа, который будет потом нужен для конкретной деятельности. По сути интерактивные тренажеры, симуляторы и лаборатории, при условии грамотного и тщательного проектирование, как и работают таким образом. Они отрабатывают привычку делать/действовать определенным образом.

Разрушение динамического стереотипа для простых информационных курсов будет опасно, потому что усилия мозга будут отвлечены не по делу. Если посмотреть на курсы, которые были на конкурсе курслаба, то таких немало, где надо думать не поделу, а про кнопки и куда жать.
sw написал(а)…
Елена, ваш пример с мамой является классическим. Но самое интересное не в самом автоматическом действии, а в реакции мамы на неадекватное действие системы (по ее мнению). Вы не спрашивали, как она себя чувствует в этот момент и о чем думает?
Эту особенность мозга можно использовать не только для навигации в курсе. Можно, например, на пяти слайдах давать информацию в одной и той же форме (картинка-текст), а на шестом наоборот (тест-картинка). Или подряд несколько действий с определенным результатом, а потом такое же действие, но с другим результатом. Т.е. 5 слайдов формируем шаблон, а на шестом его разрываем. В этот разрыв можно вставить другую информацию. Не так ли вы рекомендуете и поступаете на вебинарах?! Каждые 3-5 слайдов презентации вопрос слушателям или голосование.
Ну и для навигации это можно использовать. На одном из слайдов (с наиболее значимой информацией) можно кнопки Назад/Далее просто поменять местами. Как только читатель нажмет на кнопку (или заметит подмену), мозг автоматически включится: «Что произошло?» и «Почему именно здесь?»
Elena Tikhomirova написал(а)…
Я спрашивала, замучала маму - почему так и что она думает. Она говорит, что в некоторые моменты она начинает перебирать судорожно все выключатели, но голова все равно работать не начинает.

И тут важный момент сразу - если в курсе поменять кнопки местами, то может как раз такая истерия начаться. И слушатель начнет нажимать на все подряд, только чтобы пройти дальше.

И я полностью с вами согласна в том, что расположение на экране может помогать в том, чтобы заставлять мозг работать. Но я бы меняла на каждом слайде, чтобы как раз от стереотипа уйти полностью. А стереотип я бы сформировала на служебные кнопки - выход, меню, справка и проч.
sw написал(а)…
«перебирать судорожно все выключатели» - во-во, для этого и надо «шокировать» пользователя. Искусственное дыхание надо уметь делать не для того чтоб кого-нибудь надуть, а чтоб не паниковать когда это действительно может потребоваться. «Привычка» к мелочам дает понимание, что мелочей не существует... в электронных курсах :)))
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Елена, я думаю, что при разработке интерфейса и навигации следует придерживаться правил кодирования (формой, цветом, графикой, светом). Человек накопил уже достаточно успешных примеров такого кодирования.
Лампочка на утюге означает, что он включен, в стадии нагрева и он горячий.. Зеленый цвет означает что-то открытое для использования и/или движения и т.д.
Кстати, это преподают на хороших факультетах дизайна.
Владимир Наумов написал(а)…
Елена,
Вы совершенно справедливо писали, что "самое опасное при разработке курсов - сделать так, что слушатель перестанет думать... Для того, чтобы слушатель думал, у курса должен быть сценарий, в котором он будет активным участником"

Посему навигацию в курсе нужно поставить в зависимость от того, что и как думает (делает) ученик. Подумал - двинулся дальше, недоподумал - иди налево, осенило его инсайтом - правой дорогой идите, товарищ и т.п.
Timur написал(а)…
Приходилось видеть зоопарк навигационных решений и дизайна в курсах даже в рамках одной компании. Вот это действительно проблема - у пользователя от курса к курсу при решении простых навигационных задач возникают такие же сложности, как у мамы Елены при пользовании выключателями:). Отладка навигации с точки зрения юзабилити дизайна в eLearning - достойная задача, которой уделяют мало времени. Дать возможность пользователю вообще не задумываться об инструментах управления курсом, значит сфокусировать его непосредственно на обучении. Это справедливо как для простых информационных курсов, где достичь простоты и удобства сравнительно не сложно, благо накоплен опыт и примеров достаточно, так и для сложных (интерактивных, симуляционных, игровых.), где без тестировании на реальных пользователях не обойтись. А мы их так редко привлекаем на стадии разработки..
Петров И.Е. написал(а)…
Согласен с Владимиром, учить надо "думать"..., а не переходить от слайда к слайду. Что касается стереотипа, то тут тренировка доведенная до автоматизма, а любые стереотипы ломать непросто :(
Это как у спортсменов, поставили изначально технику неправильно, а переучивание порой сложнее, чем заново научить новичка. Теперь по поводу навигации, не столь важно красная кнопка или голубая, навигация должна быть простой, если хотите интуитивно понятной.
Гораздо сложнее продумать сценарии обучения (согласен с Владимиром)и форсайтно управлять познавательным процессом с учетом мышления каждого ученика. В итоге сценариев будет несколько, постоенные на разных методиках обучения, но этого будет мало, надо знать кому какой метод больше подходит, т.е. нужна индивидуализация метода обучения. Следовательно, надо знать как перенести методы обучения в электронное.
Недавно блуждая в просторах инета, и пытаясь афоризм для мотивации, наткнулся на статью про В. Шаталова и что он думает о современном образовании и почему считает тесты катастрофой и т.д. После этого непонятно, почему в нашей стране, награждают Шаталова Орденом Дружбы, с другой стороны делают все наоборот... :( Но ничего, если будем учить думать и ломать стереотипы, победа будет за нами :-) ШУТКА!
Elena Tikhomirova написал(а)…
Андрей, точно так! И опять, кстати, встает вопрос о том, что должен знать педдизайнер и разработчик и вообще вся команда разработки курса. Потому что работа с цветовым кодированием, как вы верно отметили, требует отдельных знаний.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Владимир, спасибо за этот комментарий! Именно это я считаю самым важным при разработке курса - сделать так, чтобы действия были осмысленными, чтобы они были результатом решения задачи, а не просто жениаем скорее сбежать из курса.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около