Вчера поздно вечером наблюдала уже не в первый раз такую картину: моя мама, которая сейчас живет у меня, пошла в темноте в другую комнату. Нужно было включить свет. У меня в этой комнате несколько источников света и выключателей 4 штуки вместе. Один из них - включает свет в корридоре. Мама включает свет не в комнате, а корридоре. Уже не первый раз. Я никак не могла понять, почему она нажимает не крайний выключатель, что вроде кажется очевидным и логичным, а следующий после него? И тут я вспомнила, что у нее дома точно также устроен свет и у нее перепутаны комната и корридор. И нужно нажать на второй. Что она и делает у меня. На лицо стереотип действия.
Перед выполнением такого действия мозг не включается полностью и не принимает решение о том, что именно нужно сделать, а выполненяет запомнившееся и привычное движение. И только потом понимает, что что-то не то стало результатом действия. Я думаю, что многие попадали в такие ситуации, когда искали что-то в ящике, в котором дома что-то лежит, находясь при этом дома у кого-то. Есть случаи, когда после переезда человек едет не домой, а на старую квартиру.
Вчера я подумала, что ведь аналогичный эффект мы получаем, когда делаем простую последовательную навигацию в курсе. Прочитал слайд, нажимаем "Следующий", прочитал - нажал, прочитал - нажал. С одной стороны это верно, потому что человек не тратит лишнюю энергию мозга. чтобы понять, куда нажимать. Но с другой стороны, мозг начинает на автомате нажимать кнопку, не задумываясь о содержании слайда. Просто чтобы получить итоговый результат - завершенный курс.
Важно сразу сказать, что я совсем не призываю раскидывать кнопку "Следующий" по всем возможным местам на экране на каждом слайде! Но нужно сделать так, чтобы человек не вошел в транс нажимания на кнопку. К сожалению (хотя для меня к счастью), для того, чтобы отказаться от подобной навигации нужно менять саму методику представления материала.
Если делать просто текст и графику, то ничего иного нет. И более того, если вдруг, как в некоторых курсах, кнопки навигации начинают мигрировать по экрану, это только увеличивает и нагрузку на мозг и негативные эмоции слушателя. А вот если курс делать в формате интерактивных задач, то от такой навигации можно легко отказаться, потому что там навигацией будет действие, которое слушателю нужно будет сделать, решение, которое нужно принять. И ему нужно будет не кнопку перехода нажимать, а делать верный выбор. Это сразу мозг и активизирует и заставить работать в правильном направлении.
Самое опасное при разработке курсов - сделать так, что слушатель перестанет думать. Тут и навигация простая, тут и простые тестовые вопросы, где можно или угадать или легко вернуться назад. Для того, чтобы слушатель думал, у курса должен быть сценарий, в котором он будет активным участником.
Перед выполнением такого действия мозг не включается полностью и не принимает решение о том, что именно нужно сделать, а выполненяет запомнившееся и привычное движение. И только потом понимает, что что-то не то стало результатом действия. Я думаю, что многие попадали в такие ситуации, когда искали что-то в ящике, в котором дома что-то лежит, находясь при этом дома у кого-то. Есть случаи, когда после переезда человек едет не домой, а на старую квартиру.
Вчера я подумала, что ведь аналогичный эффект мы получаем, когда делаем простую последовательную навигацию в курсе. Прочитал слайд, нажимаем "Следующий", прочитал - нажал, прочитал - нажал. С одной стороны это верно, потому что человек не тратит лишнюю энергию мозга. чтобы понять, куда нажимать. Но с другой стороны, мозг начинает на автомате нажимать кнопку, не задумываясь о содержании слайда. Просто чтобы получить итоговый результат - завершенный курс.
Важно сразу сказать, что я совсем не призываю раскидывать кнопку "Следующий" по всем возможным местам на экране на каждом слайде! Но нужно сделать так, чтобы человек не вошел в транс нажимания на кнопку. К сожалению (хотя для меня к счастью), для того, чтобы отказаться от подобной навигации нужно менять саму методику представления материала.
Если делать просто текст и графику, то ничего иного нет. И более того, если вдруг, как в некоторых курсах, кнопки навигации начинают мигрировать по экрану, это только увеличивает и нагрузку на мозг и негативные эмоции слушателя. А вот если курс делать в формате интерактивных задач, то от такой навигации можно легко отказаться, потому что там навигацией будет действие, которое слушателю нужно будет сделать, решение, которое нужно принять. И ему нужно будет не кнопку перехода нажимать, а делать верный выбор. Это сразу мозг и активизирует и заставить работать в правильном направлении.
Самое опасное при разработке курсов - сделать так, что слушатель перестанет думать. Тут и навигация простая, тут и простые тестовые вопросы, где можно или угадать или легко вернуться назад. Для того, чтобы слушатель думал, у курса должен быть сценарий, в котором он будет активным участником.
Комментарии
Разрушение динамического стереотипа для простых информационных курсов будет опасно, потому что усилия мозга будут отвлечены не по делу. Если посмотреть на курсы, которые были на конкурсе курслаба, то таких немало, где надо думать не поделу, а про кнопки и куда жать.
Эту особенность мозга можно использовать не только для навигации в курсе. Можно, например, на пяти слайдах давать информацию в одной и той же форме (картинка-текст), а на шестом наоборот (тест-картинка). Или подряд несколько действий с определенным результатом, а потом такое же действие, но с другим результатом. Т.е. 5 слайдов формируем шаблон, а на шестом его разрываем. В этот разрыв можно вставить другую информацию. Не так ли вы рекомендуете и поступаете на вебинарах?! Каждые 3-5 слайдов презентации вопрос слушателям или голосование.
Ну и для навигации это можно использовать. На одном из слайдов (с наиболее значимой информацией) можно кнопки Назад/Далее просто поменять местами. Как только читатель нажмет на кнопку (или заметит подмену), мозг автоматически включится: «Что произошло?» и «Почему именно здесь?»
И тут важный момент сразу - если в курсе поменять кнопки местами, то может как раз такая истерия начаться. И слушатель начнет нажимать на все подряд, только чтобы пройти дальше.
И я полностью с вами согласна в том, что расположение на экране может помогать в том, чтобы заставлять мозг работать. Но я бы меняла на каждом слайде, чтобы как раз от стереотипа уйти полностью. А стереотип я бы сформировала на служебные кнопки - выход, меню, справка и проч.
Лампочка на утюге означает, что он включен, в стадии нагрева и он горячий.. Зеленый цвет означает что-то открытое для использования и/или движения и т.д.
Кстати, это преподают на хороших факультетах дизайна.
Вы совершенно справедливо писали, что "самое опасное при разработке курсов - сделать так, что слушатель перестанет думать... Для того, чтобы слушатель думал, у курса должен быть сценарий, в котором он будет активным участником"
Посему навигацию в курсе нужно поставить в зависимость от того, что и как думает (делает) ученик. Подумал - двинулся дальше, недоподумал - иди налево, осенило его инсайтом - правой дорогой идите, товарищ и т.п.
Это как у спортсменов, поставили изначально технику неправильно, а переучивание порой сложнее, чем заново научить новичка. Теперь по поводу навигации, не столь важно красная кнопка или голубая, навигация должна быть простой, если хотите интуитивно понятной.
Гораздо сложнее продумать сценарии обучения (согласен с Владимиром)и форсайтно управлять познавательным процессом с учетом мышления каждого ученика. В итоге сценариев будет несколько, постоенные на разных методиках обучения, но этого будет мало, надо знать кому какой метод больше подходит, т.е. нужна индивидуализация метода обучения. Следовательно, надо знать как перенести методы обучения в электронное.
Недавно блуждая в просторах инета, и пытаясь афоризм для мотивации, наткнулся на статью про В. Шаталова и что он думает о современном образовании и почему считает тесты катастрофой и т.д. После этого непонятно, почему в нашей стране, награждают Шаталова Орденом Дружбы, с другой стороны делают все наоборот... :( Но ничего, если будем учить думать и ломать стереотипы, победа будет за нами :-) ШУТКА!