Гостевой пост от Дмитрия Кунина
Давайте на секундочку закроем глаза и визуализируем слово «Обучение». Что первое приходит в голову? Школа, институт, лекции, макушка лектора, бубнящего себе под нос «...бороздят просторы галактики...» - это первое ощущение подавляющего большинства людей. Когда люди спрашивают меня чем я занимаюсь и я отвечаю: Дистанционным обучением - вопрос моей работы навсегда исчезает и дальнейшего диалога. Люди думают, что обучение – это скучно, чего уж там говорить о Дистанционном Обучении. А если беседа про работу и продолжается, то обычно так: «А ну да, там слайдики пощелкать, тестики посдавать, ну знаю, знаю.». Слайдики пощелкать – это отголосок прошлого, отголосок бубняжа того лектора из воспоминаний людей.
На дворе двадцать первый век – работа с компьютером, интернетом и информацией давным давно перекочевала с мониторов буквально под кончики пальцев, в iPad’ы, нетбуки, мобильные телефоны и так далее. Технология эволюционирует с огромной скоростью. Взаимодействие человека с компьютером претерпевает постоянные изменения. Компьютер теперь – это не просто гигантский калькулятор, который выполняет поставленные задачи. Виртуальная реальность – это мир, зачастую гораздо более интересный чем наш, куда с огромным удовольствием погружаются миллионы игроков по всему миру. Причем погружаются настолько сильно и глубоко, что даже теряют связь с миром реальным. Происходит это по довольно большому ряду причин. Так вот скажу Вам по секрету многие эти аспекты могут быть применены в eLearning. «Пустые слова» скажете Вы? Что ж давайте я не буду голословен и приведу несколько примеров.
Одна из ряда причин почему игры так увлекательны – это Удовольствия. Именно так с большой буквы и во множественном числе. Когда игрок говорит, что получает удовольствие от игры – это совершенно не одно удовольствие, а целый спектр. Например:
Вызов. В каком то смысле вызов можно считать самой важной составляющей игры, ведь что-что, а вызов есть абсолютно в каждой игре.
Возможность – игра это не просто бесцельная бродилка-ходилка! Игрок – это бог своего персонажа! Играющий своими действиям принимает решения, которые имеют огромное значение для жизни и благосостояния своего компьютерного альтер-эго. Радость возможности – выражается в предоставлении возможности принятия этого самого жизненно важного решения.
Очищение – это очень приятно очистить что-то. Очень многие игры используют этот эффект – например «Съешь все точки», «Уничтожь всех негодяев» или как очень часто пишут в конце уровней – «Уровень Очищен(Level Cleared)». Самое главное этот термин трактовать не в прямом смысле, как отмыть грязную тарелку, а в переносном – сделать что-то единым, из одного материала, чистым.
Это всего лишь несколько из наиболее видимых Удовольствий, конечно же их намного больше, но мы пока разберем эти, просто ради примера.
Итак давайте попробуем переложить эти удовольствия на eLearning.
Это всего лишь несколько из наиболее видимых Удовольствий, конечно же их намного больше, но мы пока разберем эти, просто ради примера.
Итак давайте попробуем переложить эти удовольствия на eLearning.
Удовольствие Вызова. Является ли вызовом письмо сотруднику о том, что ему назначен электронный курс и он должен его пройти. Ну в каком то смысле конечно...но к сожалению, как правило, это вызов раздражению(«Ну вот, опять...»), а это не очень хорошая мотивация к изучению материала. Само по себе прочтение информации – не вызов, информация же подается на блюдечке с голубой каемочкой...а человек – охотник, ему подачки не нужны. Так давайте придумаем сюжет, по которому обучаемый должен будет сам собирать информацию, что бы победить. Например игра детектив, где наш игрок сыщик и должен искать, находить и собирать улики, что бы в конце концов собрать их воедино и разгадать кто-же на самом деле убийца. Вы скажете, что это не применимо для большинства курсов, где информация, которую требуется донести до читателя скучна и суха и совершенно далека от детективных романов, но тут я с вами не соглашусь – в данном случае предложенная мною идея – это всего лишь рамка, в которую надо еще вставить картину(информацию), а если картина не подходит – то раму всегда можно перекрасить, покрыть лаком или вообще сколотить другую. Это я к тому, что я привел всего лишь один пример, а их может быть нескончаемое количество. Кстати в описанном мной примере есть еще к тому же применение других Удовольствий, сможете их отыскать?
Возможность. Как обычно выглядит дистанционный курс: Картинка, текст, кнопка далее...щелк...картинка, текст, кнопка далее...щелк...ну вы меня поняли. Вот эта вот абсолютная линейность и дает ощущение безысходности, отнимая при этом удовольствие возможности принимать важные, влияющие на ход игры/обучения решения. Почему курс должен быть простой дорогой, прямой, без бугров и поворотов? Решение просто – добавьте курсу сюжет. И не просто сюжет с несколькими ответвлениями, а с такими окольными путями, что бы на пути к решению человек мог встретить самого себя. Это удовольствие хорошо применяется, когда есть возможность не просто изложить информацию, а дать человеку попробовать ее применить на деле. Дать человеку возможность ошибаться и видеть результаты своей ошибки. Две отличные фразы были сказаны на недавнем саммите разработчиков электронных курсов: «Электронный курс бесконечно терпелив» и «В курсе можно создать такую ситуацию, которую в жизни воспроизвести не удастся – например взорвать ядерный реактор». И это великолепные мысли – давая человеку возможность попробовать самому мы передаем ему в руки собственное счастье и удовольствие от обучения, ведь человек начинает по настоящему играть!
Очищение. Это удовольствие, кстати на примитивном уровня применяется очень часто – процент прохождения – ни что иное, как идентификатор очищения курса. Когда полоса-индикатор просмотра слайда полностью заполняется зеленым(например) цветом – это ни что иное, как очищение. Пример чуть более сложный – например создаем курс по географии. Что обучающимся интереснее – список стран, который он по очереди один за одним читает? Или интерактивная карта мира, в которой он может сам выбрать про какую страну прочитать и при этом окрасить ее в какой-либо цвет. Это же одновременно и вызов и возможность захватить весь мир и очищение – приведение всего мира к единому состоянию!
Вот такие вот простые и практичные примеры. И это только верхушка айсберга, а ведь кроме Удовольствий – игры захватывают умы людей еще многими вещами – эстетикой, соревнованием, историей...и многим, многим другим. Но об этом, пожалуй в следующий раз.
Спасибо, за внимание.
Играйте в этот мир!
Буду рад любым вашим замечаниям, вопросам, критике и угрозам по адресу info@dkunin.ru
Вот такие вот простые и практичные примеры. И это только верхушка айсберга, а ведь кроме Удовольствий – игры захватывают умы людей еще многими вещами – эстетикой, соревнованием, историей...и многим, многим другим. Но об этом, пожалуй в следующий раз.
Спасибо, за внимание.
Играйте в этот мир!
Буду рад любым вашим замечаниям, вопросам, критике и угрозам по адресу info@dkunin.ru
Кстати, на следующей неделе Дмитрий проведе практический семинар по разработке курсов в рамках проекта Живое обучение.
Комментарии
Заказчик Вам такого сценария, скорее всего, не даст. А игра, сделанная по плохому сценарию обречена на провал, в котором обвинят Вас. Вот почему нам нужна индустрия (!!!) e-learning.
Кустарщина все менее и менее удовлетворяет конечного потребителя.
В чем м.б. утешение текущего момента (с потолка- первое, что пришло в голову). Предложить свои услуги компании, которая делает игры с предложением (бизнес-планом) открыть направление обучающих игр, т.к. сейчас молодые родители на этом подвинуты:-).
Дивногорцева Е.Ю.
Пока речь идет об отдельных отрывочных игровых упражнениях все разработать довольно несложно. А вот когда Заказчик выходит с предложением сделать тематическую онлайн-игру, тут нужно включать другие процессы.
Комплекс этих задач, процессов, параметров, специалистов не сложен, но специфичен.
У нас есть несколько своих опытов, не скажу что они особенно удачные. Мы ежегодно посещаем Flash GAMM, там много интересного и полезного для тех, кто из elearning-разработчиков ПЫТАЕТСЯ делать "серьезные игры". Кстати, очередная конференция состоится в Киеве через 3 месяца http://www.flashgamm.com/kyiv2011/ru/
Удачи ВСЕМ!
Дивногорцева Е.Ю.
Конечно же построить полноценную игру сложно, но вопрос в том, что не всегда она по настоящему нужна. Возможно заказчик просто следует тренду, увидел такое у конкурентов и сказал - "Хочу так же". А вполне реально, что в процессе общения с подобным заказчиком выясниться, что для удовлетворения его непосредственной цели(которая вполне может отличаться от хотелки) достаточно более простого курса, но с игровыми элементами.
Петров И.Е. А что Вы имеете ввиду отразить форсайтно события? То есть что бы игрок заранее знал, к чему приведут его действия? Если я правильно Вас понял - то это как раз совсем не к чему - игрок должен узнавать развитие событий по мере своего продвижения и потом имея возможность оглянуться назад - пройти весь путь снова или с отдельной точки.
А касательно сложности построения такого сценария - все относительно, зависит от каждого конкретного случае, я встречал обучающие игры, где сценарий умещался на листе а4, а у кого-то видел структуру диалогов, которую если распечатать, то заняла бы добрых штуки 2 А0))) И ничего и то и другое - вполне достижимо, главное, что бы это было оправданно и действительно приносило пользу и заказчику и игрокам)
Получается, что все-таки не только от бюджета и сроков зависит?
Кроме того, запрос может быть примерно таким: "Мне нужен такой-то результат, сообщите, с какими минимальными бюджетом и сроком его можно достичь". Я думаю, что такой запрос вполне разумен, особенно, если требования к результату четко сформулированы.
Да, уже в выборе пути полноценной игры или игровых механик больше факторов, но к сожалению, на мой взгляд каких-то объективных правил "Только так и не иначе" конкретно в этом выборе нет. Здесь уже все остается на конкретные переговоры и решения с обеих сторон.
Касательно ситуаций:"Мне нужен такой-то результат, сообщите, с какими минимальными бюджетом и сроком его можно достичь".
В такой ситуации Вы можете вполне резонно показать сразу несколько решений - варьирующихся и по срокам и по стоимости, но так же и по эффективности. То есть каждое из решений будет достигать своей цели, но процент её достижения глобально может быть разный. Скажем быстрое и простое решение послайдового курса - будет скучным, курс донесет информацию, но каков будет процент людей, просто пощелкавших его? А вот такое решение, использующее игровые практики - будет стоить дороже и делаться дольше и информацию оно донесет так же, но процент людей, которые его пройдут с удовольствием и интересом - будет выше. Но опять же, я привожу гипотетическую ситуацию, к сожалению никогда заранее нельзя угадать насколько эффективно может быть то или иное решение, здесь надо просто набирать опыт и тех и других проектов.
Тогда к вам другой вопрос. Этот вывод есть результат наблюдений Игрока или Разработчика? (Иначе. У вас есть реализованные учено-игровые проекты, которые бы подтвердили существенность указанных факторов?)
Этот вывод есть результат наблюдений и Игрока,и Разработчика, и Дяди)))
Да, у меня есть учебные курсы, использующие данные практики, к сожалению я вряд ли смогу оценить эффективность каждого инструмента в отдельности, но в целом эффективность такого подхода в сравнении с подходом классической презентации была совершенно точно выше.
Одна из таких разработок, кстати будет представлена здесь:
http://ht.ly/6ajfp
Вы в обучение вовлекаете игрой.
Это не верно.
Дети по природе учатся как? Играя.
Играя в куклы, в войну, в что там еще? Играются. Там нет очков. И нет победы. И какие там возможности, очищение и т.д?
Надо различать понятия играть и играться. Настоящая образовательная игра - модель реальной деятельности. Как военные учения. И удовольствие там от результата и процесса.
А игра для заманивания вредна тем, что знания рассматриваются как препятствие к получению игровой "вкусности". Как неприятная необходимость. Вам это надо?
Согласен с Вами, зачастую - те механики, которые я предлагаю могут быть упрощением, ну и конечно в играх детей нету баллов, но это в первую очередь благодаря тому, что дети играют в реальности, не так ли?
Касательно модели реальной деятельности - это как раз то, что, как правило, выбивается из бюджета среднего заказчика. Да и там, в составе удовольствия от процесса и результата - есть еще больший спектр удовольствий, даже больше тех, которые я привел и об этом написана ни одна книга о теориях игр, как компьютерных так и игр в реальности.
К игрушкам надо осторожнее относиться.
Удовольствие получиться, а знаний - нет.
В играх все серьезнее , чем кажется.
Я очень серьезно отношусь к играм и моя цель не просто играться, а действительно учить ы и более того – быть элегантными и красивыми)))
Я очень серьезно отношусь к играм и моя цель не просто играться, а действительно учить. И мне прекрасно известно, несколько серьёзны игры.
Спасибо.
Теперь по поводу эффективности, незная принципов информационного обмена между людьми оценивать что либо очень сложно. Абсолютно согласен с М. Н. Морозов!!!, незря еще в царской России в армии учили методу познания, для выработки навыков решения нестандартных задачь, ведь в бою они почти всегда нестандартные...
Тем не менее - если даже создается сценарий упрощенный, но дающий человеку возможность выбора в том числе своего - это как минимум уже даст человеку возможность увидеть то, что для разных ситуаций могут быть совершенно различные решения, тем самым передавая ту самую идею восприятия и анализа, а не строгих рамок. Ну и конечно в процессе, как минимум человек может открыть для себя решения стандартные, которые, при правильном восприятии учащийся дальше уже может развивать со своей личной точки зрения.
"«А ну да, там слайдики пощелкать, тестики посдавать, ну знаю, знаю.». Слайдики пощелкать – это отголосок прошлого, отголосок бубняжа того лектора из воспоминаний людей."
Далее задаю вам вопрос:
Если всё так развилось и всё суперсовременно, почему лидер рынка электронного обучения России, компания "Центр e-Learning" учит тому, что электронное обучение - это: СДО, курс, тест, форум и тьютор? Более того, не только учит, но и продаёт (за сумашедшие суммы, кстати) такие концепции. В ведущий университет в области электронного образования, МЭСИ, например.
Более того, ведущий специалист в области e-learning в России, Елена Тихомирова на всевозможных мероприятиях говорит о:
- том как сделать курс интересным;
- том, как расположить элементы на слайде;
- как правильно вести дискуссии в форуме
- иную прочую устаревшую лабуду.
Интересно ваше мнение как неафилированного с вышеупомянутой компанией (я так полагаю, пока) лица.
Видимо я допустил синтаксическую или даже семантическую не поставив во втором предложении "Слайдики пощелкать" в ковычки. Тем самым обесценив форму подачи курса в слайдах и тестах. Здесь, кстати отмечу, что про форумы и тьюторов я ничего не говорил - в конце концов человеческое общение в форуме и эксперт/тьютор/преподаватель могут быть крайне полезны, если эксперт - действительно экспрт и любит свое дело, а не пришел "отчитать" и если форум удобный и люди на нем рады помочь друг-другу)))
Я старался показать скорее не то, что слайдики - это отголосок прошлого - а того, что отношение(!) людей к дистанционному обучению такое, потому что у них устаревшие взгляды на обучение.
Касательно работы и предложений компании "Центр e-Learning" и "сумасшедших сумм" - сумасшедшие суммы тоже понятие относительное, возможно для кого-то эти суммы сумасшедшие, потому что они считают что любая разработка в сфере IT виртуальна, ее же нет в фактическом реальном мире, ее нельзя пощупать...Более того, считается что это безумно просто, что там один кодер сел, да написал. Однако - такие разработки и концепции тоже могут стоить денег, тем более если они действительно качественные. Ведь обычно люди не удивляются, что качественные вещи дорого стоят, если хочется сэкономить - всегда есть альтернативы.
Надеюсь, что ответил на Ваш вопрос)
Ну на самом деле все легко объясняется.
Найти российскую компанию, которая может делать для образования что-то кроме слайдов не просто. Не умения.
И заказчики не в курсе иных подходов.
Вот время и остановилось.