К основному контенту

Игры в eLearning


Гостевой пост от Дмитрия Кунина

Давайте на секундочку закроем глаза и визуализируем слово «Обучение». Что первое приходит в голову? Школа, институт, лекции, макушка лектора, бубнящего себе под нос «...бороздят просторы галактики...» - это первое ощущение подавляющего большинства людей. Когда люди спрашивают меня чем я занимаюсь и я отвечаю: Дистанционным обучением - вопрос моей работы навсегда исчезает и дальнейшего диалога. Люди думают, что обучение – это скучно, чего уж там говорить о Дистанционном Обучении. А если беседа про работу и продолжается, то обычно так: «А ну да, там слайдики пощелкать, тестики посдавать, ну знаю, знаю.». Слайдики пощелкать – это отголосок прошлого, отголосок бубняжа того лектора из воспоминаний людей.

На дворе двадцать первый век – работа с компьютером, интернетом и информацией давным давно перекочевала с мониторов буквально под кончики пальцев, в iPad’ы, нетбуки, мобильные телефоны и так далее. Технология эволюционирует с огромной скоростью. Взаимодействие человека с компьютером претерпевает постоянные изменения. Компьютер теперь – это не просто гигантский калькулятор, который выполняет поставленные задачи. Виртуальная реальность – это мир, зачастую гораздо более интересный чем наш, куда с огромным удовольствием  погружаются миллионы игроков по всему миру. Причем погружаются настолько сильно и глубоко, что даже теряют связь с миром реальным. Происходит это по довольно большому ряду причин. Так вот скажу Вам по секрету многие эти аспекты могут быть применены в eLearning. «Пустые слова» скажете Вы? Что ж давайте я не буду голословен и приведу несколько примеров.

Одна из ряда причин почему игры так увлекательны – это Удовольствия. Именно так с большой буквы и во множественном числе. Когда игрок говорит, что получает удовольствие от игры – это совершенно не одно удовольствие, а целый спектр. Например:

Вызов. В каком то смысле вызов можно считать самой важной составляющей игры, ведь что-что, а вызов есть абсолютно в каждой игре.

Возможность – игра это не просто бесцельная бродилка-ходилка! Игрок – это бог своего персонажа! Играющий своими действиям принимает решения, которые имеют огромное значение для жизни и благосостояния своего компьютерного альтер-эго. Радость возможности – выражается в предоставлении возможности принятия этого самого жизненно важного решения.

Очищение – это очень приятно очистить что-то. Очень многие игры используют этот эффект – например «Съешь все точки», «Уничтожь всех негодяев» или как очень часто пишут в конце уровней – «Уровень Очищен(Level Cleared)». Самое главное этот термин трактовать не в прямом смысле, как отмыть грязную тарелку, а в переносном – сделать что-то единым, из одного материала, чистым.
Это всего лишь несколько из наиболее видимых Удовольствий, конечно же их намного больше, но мы пока разберем эти, просто ради примера.
Итак давайте попробуем переложить эти удовольствия на eLearning.

Удовольствие Вызова. Является ли вызовом письмо сотруднику о том, что ему назначен электронный курс и он должен его пройти. Ну в каком то смысле конечно...но к сожалению, как правило, это вызов раздражению(«Ну вот, опять...»), а это не очень хорошая мотивация к изучению материала. Само по себе прочтение информации – не вызов, информация же подается на блюдечке с голубой каемочкой...а человек – охотник, ему подачки не нужны. Так давайте придумаем сюжет, по которому обучаемый должен будет сам собирать информацию, что бы победить. Например игра детектив, где наш игрок сыщик и должен искать, находить и собирать улики, что бы в конце концов собрать их воедино и разгадать кто-же на самом деле убийца. Вы скажете, что это не применимо для большинства курсов, где информация, которую требуется донести до читателя скучна и суха и совершенно далека от детективных романов, но тут я с вами не соглашусь – в данном случае предложенная мною идея – это всего лишь рамка, в которую надо еще вставить картину(информацию), а если картина не подходит – то раму всегда можно перекрасить, покрыть лаком или вообще сколотить другую. Это я к тому, что я привел всего лишь один пример, а их может быть нескончаемое количество. Кстати в описанном мной примере есть еще к тому же применение других Удовольствий, сможете их отыскать?

Возможность. Как обычно выглядит дистанционный курс: Картинка, текст, кнопка далее...щелк...картинка, текст, кнопка далее...щелк...ну вы меня поняли. Вот эта вот абсолютная линейность и дает ощущение безысходности, отнимая при этом удовольствие возможности принимать важные, влияющие на ход игры/обучения решения. Почему курс должен быть простой дорогой, прямой, без бугров и поворотов? Решение просто – добавьте курсу сюжет. И не просто сюжет с несколькими ответвлениями, а с такими окольными путями, что бы на пути к решению человек мог встретить самого себя. Это удовольствие хорошо применяется, когда есть возможность не просто изложить информацию, а дать человеку попробовать ее применить на деле. Дать человеку возможность ошибаться и видеть результаты своей ошибки. Две отличные фразы были сказаны на недавнем саммите разработчиков электронных курсов: «Электронный курс бесконечно терпелив» и «В курсе можно создать такую ситуацию, которую в жизни воспроизвести не удастся – например взорвать ядерный реактор». И это великолепные мысли – давая человеку возможность попробовать самому мы передаем ему в руки собственное счастье и удовольствие от обучения, ведь человек начинает по настоящему играть!

Очищение. Это удовольствие, кстати на примитивном уровня применяется очень часто – процент прохождения – ни что иное, как идентификатор очищения курса. Когда полоса-индикатор просмотра слайда полностью заполняется зеленым(например) цветом – это ни что иное, как очищение. Пример чуть более сложный – например создаем курс по географии. Что обучающимся интереснее – список стран, который он по очереди один за одним читает? Или интерактивная карта мира, в которой он может сам выбрать про какую страну прочитать и при этом окрасить ее в какой-либо цвет. Это же одновременно и вызов и возможность захватить весь мир и очищение – приведение всего мира к единому состоянию!

Вот такие вот простые и практичные примеры. И это только верхушка айсберга, а ведь кроме Удовольствий – игры захватывают умы людей еще многими вещами – эстетикой, соревнованием, историей...и многим, многим другим. Но об этом, пожалуй в следующий раз.
Спасибо, за внимание.

Играйте в этот мир!

Буду рад любым вашим замечаниям, вопросам, критике и угрозам по адресу info@dkunin.ru

Кстати, на следующей неделе Дмитрий проведе практический семинар по разработке курсов в рамках проекта Живое обучение.

Комментарии

VirtDiva написал(а)…
Посмотрите советский мультсериал «На задней парте». Супер сценарий.
Заказчик Вам такого сценария, скорее всего, не даст. А игра, сделанная по плохому сценарию обречена на провал, в котором обвинят Вас. Вот почему нам нужна индустрия (!!!) e-learning.
Кустарщина все менее и менее удовлетворяет конечного потребителя.
В чем м.б. утешение текущего момента (с потолка- первое, что пришло в голову). Предложить свои услуги компании, которая делает игры с предложением (бизнес-планом) открыть направление обучающих игр, т.к. сейчас молодые родители на этом подвинуты:-).
Дивногорцева Е.Ю.
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Согласен с VirtDiva.
Пока речь идет об отдельных отрывочных игровых упражнениях все разработать довольно несложно. А вот когда Заказчик выходит с предложением сделать тематическую онлайн-игру, тут нужно включать другие процессы.
Комплекс этих задач, процессов, параметров, специалистов не сложен, но специфичен.
У нас есть несколько своих опытов, не скажу что они особенно удачные. Мы ежегодно посещаем Flash GAMM, там много интересного и полезного для тех, кто из elearning-разработчиков ПЫТАЕТСЯ делать "серьезные игры". Кстати, очередная конференция состоится в Киеве через 3 месяца http://www.flashgamm.com/kyiv2011/ru/
Удачи ВСЕМ!
VirtDiva написал(а)…
http://academpark.com/press_center/news/10960/ там неплохо написано про игры. "Программист не главное" и пр. интересное:-)
Дивногорцева Е.Ю.
Петров И.Е. написал(а)…
Самое сложное в игре(сценарии) это отразить форсайтно и учесть возможные коммуникации и развитие событий, а такое усложнение ведет к высокой стоимости...
DKunin написал(а)…
Коллеги, спасибо за комментарии!
Конечно же построить полноценную игру сложно, но вопрос в том, что не всегда она по настоящему нужна. Возможно заказчик просто следует тренду, увидел такое у конкурентов и сказал - "Хочу так же". А вполне реально, что в процессе общения с подобным заказчиком выясниться, что для удовлетворения его непосредственной цели(которая вполне может отличаться от хотелки) достаточно более простого курса, но с игровыми элементами.

Петров И.Е. А что Вы имеете ввиду отразить форсайтно события? То есть что бы игрок заранее знал, к чему приведут его действия? Если я правильно Вас понял - то это как раз совсем не к чему - игрок должен узнавать развитие событий по мере своего продвижения и потом имея возможность оглянуться назад - пройти весь путь снова или с отдельной точки.

А касательно сложности построения такого сценария - все относительно, зависит от каждого конкретного случае, я встречал обучающие игры, где сценарий умещался на листе а4, а у кого-то видел структуру диалогов, которую если распечатать, то заняла бы добрых штуки 2 А0))) И ничего и то и другое - вполне достижимо, главное, что бы это было оправданно и действительно приносило пользу и заказчику и игрокам)
Михаил Протасов написал(а)…
Дмитрий, а есть ли какие-либо критерии, по которым можно принять решение: нужна игра или достаточно будет чего-то более простого?
DKunin написал(а)…
Михаил - на мой взгляд игры и игровые механики никогда лишними не бывают, поэтом,у как мне кажется, - при данном решении стоит опираться на классические показатели - бюджет и сроки.
Михаил Протасов написал(а)…
Дмитрий, а в предыдущем комментарии у тебя (ничего, что я на "ты"?) написано: "вполне реально, что в процессе общения с подобным заказчиком выясниться, что для удовлетворения его непосредственной цели ... достаточно более простого курса, но с игровыми элементами"

Получается, что все-таки не только от бюджета и сроков зависит?

Кроме того, запрос может быть примерно таким: "Мне нужен такой-то результат, сообщите, с какими минимальными бюджетом и сроком его можно достичь". Я думаю, что такой запрос вполне разумен, особенно, если требования к результату четко сформулированы.
DKunin написал(а)…
Михаил - на ты вполне нормально)))

Да, уже в выборе пути полноценной игры или игровых механик больше факторов, но к сожалению, на мой взгляд каких-то объективных правил "Только так и не иначе" конкретно в этом выборе нет. Здесь уже все остается на конкретные переговоры и решения с обеих сторон.

Касательно ситуаций:"Мне нужен такой-то результат, сообщите, с какими минимальными бюджетом и сроком его можно достичь".

В такой ситуации Вы можете вполне резонно показать сразу несколько решений - варьирующихся и по срокам и по стоимости, но так же и по эффективности. То есть каждое из решений будет достигать своей цели, но процент её достижения глобально может быть разный. Скажем быстрое и простое решение послайдового курса - будет скучным, курс донесет информацию, но каков будет процент людей, просто пощелкавших его? А вот такое решение, использующее игровые практики - будет стоить дороже и делаться дольше и информацию оно донесет так же, но процент людей, которые его пройдут с удовольствием и интересом - будет выше. Но опять же, я привожу гипотетическую ситуацию, к сожалению никогда заранее нельзя угадать насколько эффективно может быть то или иное решение, здесь надо просто набирать опыт и тех и других проектов.
sw написал(а)…
Дмитрий, я не раз задавал авторам вопрос: «За счет чего должно произойти вовлечение учащегося?» В этот раз вы сами ответили – Вызов, Возможность, Очищение.
Тогда к вам другой вопрос. Этот вывод есть результат наблюдений Игрока или Разработчика? (Иначе. У вас есть реализованные учено-игровые проекты, которые бы подтвердили существенность указанных факторов?)
DKunin написал(а)…
sw, прошу прощения, что не по имени)
Этот вывод есть результат наблюдений и Игрока,и Разработчика, и Дяди)))

Да, у меня есть учебные курсы, использующие данные практики, к сожалению я вряд ли смогу оценить эффективность каждого инструмента в отдельности, но в целом эффективность такого подхода в сравнении с подходом классической презентации была совершенно точно выше.

Одна из таких разработок, кстати будет представлена здесь:
http://ht.ly/6ajfp
М. Н. Морозов написал(а)…
Упрощенный взгляд на образовательные игры. И как сказали бы западные специалисты - порочный.
Вы в обучение вовлекаете игрой.
Это не верно.
Дети по природе учатся как? Играя.
Играя в куклы, в войну, в что там еще? Играются. Там нет очков. И нет победы. И какие там возможности, очищение и т.д?
Надо различать понятия играть и играться. Настоящая образовательная игра - модель реальной деятельности. Как военные учения. И удовольствие там от результата и процесса.

А игра для заманивания вредна тем, что знания рассматриваются как препятствие к получению игровой "вкусности". Как неприятная необходимость. Вам это надо?
DKunin написал(а)…
Благодарю за комментарий, М. Н. Прошу прощения, как то не удобно по фамилии было обратиться)
Согласен с Вами, зачастую - те механики, которые я предлагаю могут быть упрощением, ну и конечно в играх детей нету баллов, но это в первую очередь благодаря тому, что дети играют в реальности, не так ли?
Касательно модели реальной деятельности - это как раз то, что, как правило, выбивается из бюджета среднего заказчика. Да и там, в составе удовольствия от процесса и результата - есть еще больший спектр удовольствий, даже больше тех, которые я привел и об этом написана ни одна книга о теориях игр, как компьютерных так и игр в реальности.
М. Н. Морозов написал(а)…
От того, что нет бюджета никто не строит самолет из дерева вместо металла.
К игрушкам надо осторожнее относиться.
Удовольствие получиться, а знаний - нет.

В играх все серьезнее , чем кажется.
DKunin написал(а)…
Самолеты из дерева тоже могут летать и перевозить грузы и более того – быть элегантными и красивыми)))

Я очень серьезно отношусь к играм и моя цель не просто играться, а действительно учить ы и более того – быть элегантными и красивыми)))

Я очень серьезно отношусь к играм и моя цель не просто играться, а действительно учить. И мне прекрасно известно, несколько серьёзны игры.

Спасибо.
Петров И.Е. написал(а)…
Для DKunin: Нет, я не это имел в виду, я имел в виду наоборот сложность отражения всех жизненных ситуаций при разработке сценария, если быть точнее коммуникации между людьми, ну если мы конечно не занимаемся дрессировкой :). Если коммуникациях учавствуют больше 3 участников то вариативность резко возрастет.
Теперь по поводу эффективности, незная принципов информационного обмена между людьми оценивать что либо очень сложно. Абсолютно согласен с М. Н. Морозов!!!, незря еще в царской России в армии учили методу познания, для выработки навыков решения нестандартных задачь, ведь в бою они почти всегда нестандартные...
DKunin написал(а)…
Благодарю за уточнение, конечно не возможно в точности воспроизвести человеческое общение. И крайне сложно создать сценарий, который будет отражать все те триллионы вариаций и решений в человеческом разговоре, не говоря уже о нюансах голоса, интонаций и так далее.

Тем не менее - если даже создается сценарий упрощенный, но дающий человеку возможность выбора в том числе своего - это как минимум уже даст человеку возможность увидеть то, что для разных ситуаций могут быть совершенно различные решения, тем самым передавая ту самую идею восприятия и анализа, а не строгих рамок. Ну и конечно в процессе, как минимум человек может открыть для себя решения стандартные, которые, при правильном восприятии учащийся дальше уже может развивать со своей личной точки зрения.
Алексей Сергеевич Шуляев написал(а)…
Дмитрий, цитирую вас:

"«А ну да, там слайдики пощелкать, тестики посдавать, ну знаю, знаю.». Слайдики пощелкать – это отголосок прошлого, отголосок бубняжа того лектора из воспоминаний людей."


Далее задаю вам вопрос:

Если всё так развилось и всё суперсовременно, почему лидер рынка электронного обучения России, компания "Центр e-Learning" учит тому, что электронное обучение - это: СДО, курс, тест, форум и тьютор? Более того, не только учит, но и продаёт (за сумашедшие суммы, кстати) такие концепции. В ведущий университет в области электронного образования, МЭСИ, например.

Более того, ведущий специалист в области e-learning в России, Елена Тихомирова на всевозможных мероприятиях говорит о:
- том как сделать курс интересным;
- том, как расположить элементы на слайде;
- как правильно вести дискуссии в форуме
- иную прочую устаревшую лабуду.

Интересно ваше мнение как неафилированного с вышеупомянутой компанией (я так полагаю, пока) лица.
DKunin написал(а)…
Спасибо за комментарий и вопрос, Алексей Сергеевич, постараюсь на него ответить)))

Видимо я допустил синтаксическую или даже семантическую не поставив во втором предложении "Слайдики пощелкать" в ковычки. Тем самым обесценив форму подачи курса в слайдах и тестах. Здесь, кстати отмечу, что про форумы и тьюторов я ничего не говорил - в конце концов человеческое общение в форуме и эксперт/тьютор/преподаватель могут быть крайне полезны, если эксперт - действительно экспрт и любит свое дело, а не пришел "отчитать" и если форум удобный и люди на нем рады помочь друг-другу)))

Я старался показать скорее не то, что слайдики - это отголосок прошлого - а того, что отношение(!) людей к дистанционному обучению такое, потому что у них устаревшие взгляды на обучение.

Касательно работы и предложений компании "Центр e-Learning" и "сумасшедших сумм" - сумасшедшие суммы тоже понятие относительное, возможно для кого-то эти суммы сумасшедшие, потому что они считают что любая разработка в сфере IT виртуальна, ее же нет в фактическом реальном мире, ее нельзя пощупать...Более того, считается что это безумно просто, что там один кодер сел, да написал. Однако - такие разработки и концепции тоже могут стоить денег, тем более если они действительно качественные. Ведь обычно люди не удивляются, что качественные вещи дорого стоят, если хочется сэкономить - всегда есть альтернативы.

Надеюсь, что ответил на Ваш вопрос)
Алексей Сергеевич Шуляев написал(а)…
Благодарю вас за мнение и за ответ.
М. Н. Морозов написал(а)…
Для Алексея Сергеевича:
Ну на самом деле все легко объясняется.
Найти российскую компанию, которая может делать для образования что-то кроме слайдов не просто. Не умения.
И заказчики не в курсе иных подходов.
Вот время и остановилось.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около