К основному контенту

Чем мы хуже других?

Читая книгу The New Social Learning постоянно думаю о том, каким должен быть контент для современного электронного курса. Вот какое есть соображение.

Если поучаствовать в разговорах сотрудников таких компаний как BBDO или Leo Burtnett, когда они готовят очередной проект для очередного клиента, то можно уcлышать много общего с процессом создания концепции электронного курса и его сценария. Но вот результат будет очень сильно отличаться. Потому что наши коллеги делают все, чтобы заполучить и удержать человека, заставить его сидеть перед экраном. А мы про это забываем.

Они создают образы, красивые картинки, которые хочет поставить себе на заставку, а самое главное, все больше делают интерактивных и увлекательных проектов. Вот например такой. Вроде реклама, но это же процесс, игра, которая запомнится. Или вот такой пример. И не игра, но все равно весело и интересно. И с каждым днем таких интерактивных проектов все большое и больше, причем какие-то сделаны на основе мультимедийного контента, а какие-то - на основе совместной деятельности людей в сети.

Мы в e-learning такое делаем пока очень и очень редко. Мы в основном руководствуемся тем, что нам нужно доставить слушателю материалы. Но мы не думаем о том, что нужно его увлечь процессом, нужно "зажечь". Получается, что мы вроде как рассчитываем на некий внутренний уровень мотивации, который побудит к изучению материала в любом формате. В ряде случем это, конечно, будет правильным. Но редко, потому как в корпоративном обучении, где большинство курсов обязательные, расчитывать на то, что все будут изучать их по большому внутреннему желанию - очень амбциозно.

В тот же момент наши слушатели получают и доступ к тому контенту, примеры которого вы уже посмотрели. И видят разницу, видят не просто интересные проекты, но и совсем иное отношение к ним. Что тут их пытались увлечь, а тут - нет, тут о них думали, а тут думали... А вот хороший вопрос - о чем мы думаем, когда курсы создаем? Как часто говорим про ЦА? Как часто представляем нашего слушателя?

Почему электронные курсы заслуживают меньшего внимания, чем реклама мороженного? Конечно, такого бюджета у нас нет, но разве это говорит о том, что не нужно думать о человеке и делать то, что будет скучно. Мы сейчас можем сильно проиграть. И на кону у нас - внимание слушателя и его, слушателя, желание что-то изучать. И вместе с желанием - эффективность восприятия и всех наших усилий.

Курсы должны быть такими, чтобы их хотелось изучать. И если они будут так отличаться от того контента, который есть вокруг, то внимания им будут уделять минимум.

Так кто же ваш слушатель? И чего он хочет?

Комментарии

Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Лена, на эмоциональный вскрик такой длительности, как это сообщение, способна только женщина, которая готовится стать матерью. Т.е. внести в наш мир огромный светлый вклад!

Мы 12 лет назад вышли из рекламного дела! Последняя наша награда за мультимедиа-проект на московском фестивале рекламы датируется 1999 годом. Это очень интересный и динамичный бизнес, поглощающий его участников с потрохами. Креатив должен сниться.. :) Это как Сальвадор Дали доводил себе бессонницей до состояния бреда, чтобы ему приходили наиболее яркие сюжеты произведений.
Там работали и продолжают работать настоящие профессионалы. С некоторыми из них я до сих пор поддерживаю связи. Правда сами мастодонты ничего уже не придумывают, а эксплуатируют 20-25-ти летних с горящими глазами, питаясь их идеями.. Но все равно они - лучшие!
Так вот в связи с этим вношу предложение об изменении названия сообщения на "Чем мы хуже лучших?" :)
Самое главное, на мой взгляд, отличие НАС и ИХ - полное отсутствие у рекламистов социальной ответственности. Ручаюсь за свои слова!
В электронном обучении (более взрослом бизнесе) долгосрочная ответственность- это основное качество.
Поэтому предложу еще одно название сообщения на блоге ДО - "Мы знаем чем мы лучше других!" :)
Удачи всем!
Денис написал(а)…
Нельзя такие примеры смотреть в начале рабочего дня... сижу играюсь
Elena Tikhomirova написал(а)…
Андрей, вы просто не так давно читаете мой блог) У меня тут эмоций очень много, потому что я сама такая - эмоциональная )))

Про ответственность - я согласна. Тем более что у меня тут тоже есть хорошие друзья, которые рекламой занимаются, и я знаю, как и что они делают, как относятся к народу.

Но самое главное, как мне кажется, в том, что мы все равно конкурируем за внимание слушателя. И когда человек привык везде и всегда ездить на хорошей машине, пересаживаться в авто гремящее и без кондиционера - не очень приятно!
Timur написал(а)…
Лена, спасибо за интересную статью и классные примеры!
Похоже наша сфера входит в новый период развития по спирали. Лет 7-9 назад мы все задавались вопросами вовлечения пользователей, удержания их внимания. И тогда главным ответом стало использование мультимедиа - мультов, героев, интерактивных заданий, а-ля игр и пр. И вроде все поднаторели в этом, а проблем не убавилось.
Сравнение с гремящим авто без кондиционера - в точку! Рядом с нами живут и работают профессионалы, они создают игры, рекламные ролики, телевизионные программы, которые цепляют аудиторию. Они делают это профессиональнее, красивее, быстрее (!) и дороже! Мы пытаемся использовать те же инструменты в своих проектах стоимостью, часто равной одной хорошей зарплате менеджера-заказчика, со всеми вытекающими..
Нужны изменения, новые идеи и новые инструменты, новое осознание заказчиков. Тема для отдельного большого обсуждения.
В заключение сформулировалось два риторических вопроса:
1. Во время изучения примера из данной статьи с бегающей девушкой и шоколадками, поймал себя на мысли, что интерактив полностью отвлекает от контента, информации. Вопрос: каких целей преследовал автор продукта?
2. Если за создание электронного курса (к примеру, адаптационного, с одинаковыми целями) возьмутся двое: крутой разработчик игр или рекламных роликов и профессиональный педагог-методист-педдизайнер, чей продукт точнее достигнет своих обучающих целей?
Михаил Протасов написал(а)…
Тимур,

Отличный второй вопрос. Для усугубления ситуации замечу, что качество работы разработчика игр оценить несложно, а профессионализм разработчика курсов гораздо труднее.

Если игра красивая и увлекательная, то обычно она почти всем нравится, в том числе тем, кто к играм или обучению отношения не имеет. А вот оценить качество педагогической составляющей курса под силу немногим. Причем те, кому это под силу между собой также нечасто приходят к одному мнению.

Поэтому красота и увлекательность курса обычно становятся ключевыми параметрами, по которым он оценивается. В лучшем случае к ним добавляется еще юзабилити.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Тимур, спасибо за комментарий! Отличные мысли!

Знаешь, мне кажется, что проблема в том, что мы очень часто делаем курс без представлении о слушателе у нас в голове. И именно это отличает нас от рекламщиков. Я постоянно смотрю как работают ребята, которые рекламируют сникерсы, кока-колу и прочее. Они постоянно думают, как будет реагировать человек, который увидет, что он скажет. Есть очень серьезная работа с фокус-группами.

При разработке курса у нас часто получается несколько иначе, особенно (только не стоит на меня обижаться никому), при внутренней разработке. Когда разработка на заказ, тут все-таки больше проблем на кону, часто больше анализируют чем внутри (и то тоже не все разработчики). А вот внутренние разработчики - получают задание, собирают материал и думают, как его представить в ЭК. А ведь больше внимания нужно уделять пониманию того, зачем нужно это потенциальному слушателю, что он с этим будет делать. Определение слушателя и его потребностей в большинстве случаев дает все подсказки к тому, как должен в итоге выглядеть курс и нередно задачу упрощает.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Михаил, вы правы! Потому что никто не связывает работу разработчика курса с деятельностью сотрудника компании. А связь есть. Если сотрудник понял и усвоил то, что ему дали в курсе, то он начнет работать лучше. Значит разработка была выполненна верно.

Согласитесь, графика не всегда говорит о том, что курс качественный?
Elena Tikhomirova написал(а)…
Михаил, вы правы! Потому что никто не связывает работу разработчика курса с деятельностью сотрудника компании. А связь есть. Если сотрудник понял и усвоил то, что ему дали в курсе, то он начнет работать лучше. Значит разработка была выполненна верно.

Согласитесь, графика не всегда говорит о том, что курс качественный?
Постников Сергей написал(а)…
Не думаю, что хоть какое-то сравнение разработчиков и рекламщиков правомерно. Деятельность похожа только по форме (фигуры за компьютером :-)) ), но по целям, содержанию, ожидаемому результату - пропасть.
Михаил Протасов написал(а)…
> Если сотрудник понял и усвоил то, что ему дали в курсе, то он начнет работать лучше. Значит разработка была выполненна верно.

Это необходимое, но не достаточное условие правильной разработки.

Соглашусь с тем, что графика не всегда говорит о качестве курса. Я бы даже сказал, что она сама по себе вообще ничего не говорит о качестве курса. Можно сделать очень красивый курс на бессмысленную тему. Вполне вероятно, он будет весьма увлекательным, и даже соберет некоторое количество хороших отзывов - кому-то из сотрудников скучно на рабочем месте и хочется развлечься, поиграть в девушку, бегающую за шоколадками. Польза от курса будет нулевая (или отрицательная, с учетом временных и денежных затрат).
Петров И.Е. написал(а)…
Чем мы хуже других...:)
1. Разучились строить содержание так, чтобы оно захватив внимание удерживало его, предоставить наиболее удобную траекторию,структуру информации, которая не напрягала обучаемого.
2. Разучились строить содержание, чтобы увлечь процессом, и предлагать удобные инструменты для работы с информацией.
3. Вообще незнаем и не учитываем внутренней мотивации и стрессоустойчивости обучаемого.
4. Не умеем строить содержание ориентированное на самообучение, не можем форсайтно построить взаимодействие обучаемого с преподавателем...
5. Не умеем и незнаем, как найти ключик к каждому обучаемому(индивидуализация обучения), незнаем особенности восприяти информации обучаемым. (Пункт 3,4 и 5. Это камень прекновения электронного обучения)
6. Незнаем как избежать информационной перегрузки.
Ответ Timur-у: Если принципы работы с информацией, заложенные природой (врожденные), у преподавателя и обучаемого будут совпадать то курс эффективен, если нет то нет, выход один это знание методики разработки с учетом особенностей восприятия и работы с информацией различных групп. Группы имеют схожие принципы работы с информацией. :)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около