К основному контенту

Как мотивировать слушателей e-learning и m-learning курса?

Вопрос вечный: как добиться максимальной заинтересованности и вовлечения слушателя в ходе изучения курса? Рассказывать о том, как здорово получать новые знания - бесполезно. Приказывать - можно, но только знаний в голове слушателей от этого не прибавится. Единственный способ, которым можно поднять желание учиться - рассказать о том, как это изменит жизнь лично слушателя к лучшему.

Не стоит полагать, что мотивация, с которой слушатель открывает курс - это все, что у нас есть. Сам по себе курс может человека замотивировать, увлечь. Но для этого у курса должно быть, как я называю, человеческое лицо. Курс должен рассказать историю, которая будет реальная, интересная и свяжет обучение, работу и жизнь вместе.

Нужно помнить, что на входе мы должны понимать уровень мотивации. Иначе от мотивированных слушателей можем услышать: "А зачем вы нас убеждаете, нам и так и все понятно?", а не мотивированные не поймут, зачем это нужно. Да и усилия по разработке курсов можно будет распределить в этом случае более эффективно.

Зашел у нас разговор про мобильное обучение и сразу встал вопрос - как мотивировать слушателя мобильного курса? Мое мнение - это не слушатель, а сотрудник, который получает справку. Очевидно, что очень малое количество людей захочет во время поездки в транспорте изучать внутренние правила компании вместо чтения любимого журнала или прослушивания музыки. Трудоголиков не много, желающих свое личное время тратить на работу - тоже. Поэтому не будет наивно полагать, что сотрудники оценят наше "в любое время в любом месте". Отсюда вывод - делать мобильное обучение для всех не нужно. Есть у вас категории сотрудников, которые работают на выезде? Может им потребоваться справочная информация, когда они будут работать вне офиса? Если да, то это ваша целевая аудитория, которой можно и мобильный правильный купить (или сделать на него скидку) и сделать для него справочник.

Еще одна группа, которая может воспринять мобильное обучение и даже ему порадоваться - те, кто на своем мобильном уже читают свою рабочую почту. То есть они уже вынесли работу из офиса, а потому им будет привычно с помощью этого гаджета получать новую информацию.

Мотивация есть у тех, кто понимает зачем это нужно и кто это сможет вписать в свою повседневную деятельность. Если человек работает с 10 до 19 и все это время сидит на своем рабочем месте, то обучение в мобильном ему просто не нужно. А вот если он постоянно в поездках и перемещениях, то оценит и доступ к почте с мобильного (никто не любит по возвращению на рабочее месте получать 1000 входящих) и справочную информацию и возможность пройти обучения, чтобы не ломать голову, как пройти тренинг в условиях постоянных командировок.

Все зависит о того, кого мы учим. Единого рецепта мотивации нет. Более того, понимая тех, с кем предстоит работать, мы можем продумать оптимальную схему мотивации. И она будет сильно отличаться в зависимости от целевой группы. 

Комментарии

Alexander Ryabinin написал(а)…
Верно, у обучаемого должен быть выбор в инструментах. Так же как читающие - кто-то любит бумажную книгу, кто читает на ридере или телефоне, кто-то получает информацию из газет, а кто-то читает rss и т.д.
Петров И.Е. написал(а)…
Как мотивировать... ???
Нужно знать врожденную предрасположенность к методу обучения, иными словами способности обучаемого, тогда процесс не будет требовать особых усилий, и обучаемый будет меньше уставать, легче воспринимать информацию... Менять способ обучения (патент на способ) :) , правда есть еще несколько тонких моментов как правильно строить содержание и что в нем учитывать, потому что интересная история далеко не всегда панацея..., но несуть...
Инструменты, конечно тоже важны, ориентированные и удобные как для преподавателя так и для обучаемого, особенно в свете концепции постоянного обучения и самосовершенствования. :)
По поводу мобильного обучения, можно сказать лишь одно, это на данный момент всего лишь средств вспомогательное, но ни как не основное, игрушка не более... :)
Лет 5 назад первый раз попробовал дистанционное тестирование через мобильный телефон, студенты просто пищали:) c другой стороны сформировать интересный тест уже была проблема, ограничения в моделях телефонов и т.д..., задача отложенна.
Elena Tikhomirova написал(а)…
У меня сегодня в Твиттере был интересный диалог на эту тему. Важно понимание того, что именно нужно потребителю. Если готовы к мобильному - супер! Нет - не проблема, есть и другие варианты. Мотивация во многом заключается в понимании, чего именно человек хочет.
Петров И.Е. написал(а)…
Абсолитно с Вами согласен Елена, клиент всегда прав... :) Просто я не меняю отправную точку..., качество и эффективноть..., и смотрю с этой колокольни. И думаю, пока в нашей стране в основе организации ДО лежит административный ресурс, добиться эффективной мотивации будет сложно... (Как написал Павел Безяев "Пока что в нашей стране самая эфективная методика организации дистанционного обучения - административная!"). Досадно, что опять наверное пропушу хорошую тусовку :) 2.06. сижу в ГЭК, а от туда не несмоешься:).

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела