Вопрос вечный: как добиться максимальной заинтересованности и вовлечения слушателя в ходе изучения курса? Рассказывать о том, как здорово получать новые знания - бесполезно. Приказывать - можно, но только знаний в голове слушателей от этого не прибавится. Единственный способ, которым можно поднять желание учиться - рассказать о том, как это изменит жизнь лично слушателя к лучшему.
Не стоит полагать, что мотивация, с которой слушатель открывает курс - это все, что у нас есть. Сам по себе курс может человека замотивировать, увлечь. Но для этого у курса должно быть, как я называю, человеческое лицо. Курс должен рассказать историю, которая будет реальная, интересная и свяжет обучение, работу и жизнь вместе.
Нужно помнить, что на входе мы должны понимать уровень мотивации. Иначе от мотивированных слушателей можем услышать: "А зачем вы нас убеждаете, нам и так и все понятно?", а не мотивированные не поймут, зачем это нужно. Да и усилия по разработке курсов можно будет распределить в этом случае более эффективно.
Зашел у нас разговор про мобильное обучение и сразу встал вопрос - как мотивировать слушателя мобильного курса? Мое мнение - это не слушатель, а сотрудник, который получает справку. Очевидно, что очень малое количество людей захочет во время поездки в транспорте изучать внутренние правила компании вместо чтения любимого журнала или прослушивания музыки. Трудоголиков не много, желающих свое личное время тратить на работу - тоже. Поэтому не будет наивно полагать, что сотрудники оценят наше "в любое время в любом месте". Отсюда вывод - делать мобильное обучение для всех не нужно. Есть у вас категории сотрудников, которые работают на выезде? Может им потребоваться справочная информация, когда они будут работать вне офиса? Если да, то это ваша целевая аудитория, которой можно и мобильный правильный купить (или сделать на него скидку) и сделать для него справочник.
Еще одна группа, которая может воспринять мобильное обучение и даже ему порадоваться - те, кто на своем мобильном уже читают свою рабочую почту. То есть они уже вынесли работу из офиса, а потому им будет привычно с помощью этого гаджета получать новую информацию.
Мотивация есть у тех, кто понимает зачем это нужно и кто это сможет вписать в свою повседневную деятельность. Если человек работает с 10 до 19 и все это время сидит на своем рабочем месте, то обучение в мобильном ему просто не нужно. А вот если он постоянно в поездках и перемещениях, то оценит и доступ к почте с мобильного (никто не любит по возвращению на рабочее месте получать 1000 входящих) и справочную информацию и возможность пройти обучения, чтобы не ломать голову, как пройти тренинг в условиях постоянных командировок.
Все зависит о того, кого мы учим. Единого рецепта мотивации нет. Более того, понимая тех, с кем предстоит работать, мы можем продумать оптимальную схему мотивации. И она будет сильно отличаться в зависимости от целевой группы.
Не стоит полагать, что мотивация, с которой слушатель открывает курс - это все, что у нас есть. Сам по себе курс может человека замотивировать, увлечь. Но для этого у курса должно быть, как я называю, человеческое лицо. Курс должен рассказать историю, которая будет реальная, интересная и свяжет обучение, работу и жизнь вместе.
Нужно помнить, что на входе мы должны понимать уровень мотивации. Иначе от мотивированных слушателей можем услышать: "А зачем вы нас убеждаете, нам и так и все понятно?", а не мотивированные не поймут, зачем это нужно. Да и усилия по разработке курсов можно будет распределить в этом случае более эффективно.
Зашел у нас разговор про мобильное обучение и сразу встал вопрос - как мотивировать слушателя мобильного курса? Мое мнение - это не слушатель, а сотрудник, который получает справку. Очевидно, что очень малое количество людей захочет во время поездки в транспорте изучать внутренние правила компании вместо чтения любимого журнала или прослушивания музыки. Трудоголиков не много, желающих свое личное время тратить на работу - тоже. Поэтому не будет наивно полагать, что сотрудники оценят наше "в любое время в любом месте". Отсюда вывод - делать мобильное обучение для всех не нужно. Есть у вас категории сотрудников, которые работают на выезде? Может им потребоваться справочная информация, когда они будут работать вне офиса? Если да, то это ваша целевая аудитория, которой можно и мобильный правильный купить (или сделать на него скидку) и сделать для него справочник.
Еще одна группа, которая может воспринять мобильное обучение и даже ему порадоваться - те, кто на своем мобильном уже читают свою рабочую почту. То есть они уже вынесли работу из офиса, а потому им будет привычно с помощью этого гаджета получать новую информацию.
Мотивация есть у тех, кто понимает зачем это нужно и кто это сможет вписать в свою повседневную деятельность. Если человек работает с 10 до 19 и все это время сидит на своем рабочем месте, то обучение в мобильном ему просто не нужно. А вот если он постоянно в поездках и перемещениях, то оценит и доступ к почте с мобильного (никто не любит по возвращению на рабочее месте получать 1000 входящих) и справочную информацию и возможность пройти обучения, чтобы не ломать голову, как пройти тренинг в условиях постоянных командировок.
Все зависит о того, кого мы учим. Единого рецепта мотивации нет. Более того, понимая тех, с кем предстоит работать, мы можем продумать оптимальную схему мотивации. И она будет сильно отличаться в зависимости от целевой группы.
Комментарии
Нужно знать врожденную предрасположенность к методу обучения, иными словами способности обучаемого, тогда процесс не будет требовать особых усилий, и обучаемый будет меньше уставать, легче воспринимать информацию... Менять способ обучения (патент на способ) :) , правда есть еще несколько тонких моментов как правильно строить содержание и что в нем учитывать, потому что интересная история далеко не всегда панацея..., но несуть...
Инструменты, конечно тоже важны, ориентированные и удобные как для преподавателя так и для обучаемого, особенно в свете концепции постоянного обучения и самосовершенствования. :)
По поводу мобильного обучения, можно сказать лишь одно, это на данный момент всего лишь средств вспомогательное, но ни как не основное, игрушка не более... :)
Лет 5 назад первый раз попробовал дистанционное тестирование через мобильный телефон, студенты просто пищали:) c другой стороны сформировать интересный тест уже была проблема, ограничения в моделях телефонов и т.д..., задача отложенна.