К основному контенту

Негативные мысли - стоит ли прогонять?

Мы все чаще говорим про позитивное мышление - нужно думать позитивно, нужно видеть яркую сторону жизни и тогда позитив будет всегда. Наверно правильно, я обеими руками за позитивное мышление. Но вот хороший вопрос - стоит ли в курсе говорить про негатив? Стоит ли рассказывать про нехорошие и может быть даже весьма грустные последствия ошибок?

И более сложный момент - стоит ли показывать негативные последствия действий в интерактивных фрагментах? Ведь в e-learning всегда есть немного магии - можно не говорить, что в результате ваших действий кто-то умер, а просто сказать "Это не самый лучший вариант действий в такой ситуации. Попробуйте еще раз!". И вроде как мы спрятали негатив, никого не расстроили и все отлично...

Но при этом раз мы учим таким вопросам, где ошибка может иметь необратимые последствия, то мы должны слушателю показать, какие именно, когда они возникнут и чего не нужно делать, чтобы их не получить. И как же не показывать реальную ситуацию? Тогда человек никогда не поймет, к чему именно приведут его действия.

Очень хорошая работа по негативным знаниями опубликована Марвином Мински в 1994 году. Он задает интересный вопрос: сколько знаний человека о том, как делать правильно, и сколько - как выйти из негативной ситуации, как ее недопустить? Есть ощущение, что так называемых "негативных знаний" у нас все-таки больше.

Мне кажется, что если убрать негатив из электронного курса, то мы получим курс без стресса и неприятных моментов, но при этом - это будет курс оторванный от реальности. Потому что мы должны показать человеку, что будет "если". Да, есть опасность, что мы напугаем, доставим негативные эмоции, но человек поймет, что если он поступит так, то будут неприятности. Более того, именно негативные последствия, которые могут потенциально возникнуть, заставят его вспомнить, а что же именно он сделал такого, что произошла такая неприятность? А повторение и анализ - это процесс глубокого познания, то есть - то, что нам нужно.

В итоге получаем, что показав слушателю негативные последствия его действий, напугать или расстроить, мы усиливаем когнитивный процесс и заставляем думать. А когда все "на позитиве" - мы просто не обращаем внимание. 

Комментарии

Nina Lyulkun написал(а)…
На мой взляд, не главное не допускать или наоборот использовать негативное влияние на слушателя курсов, а главное - как и каким образом это делать, чтобы, действительно, не напугать и не расстроить обучаемого. В этом весь секрет.
Петров И.Е. написал(а)…
Елена, я согласен с Nagora, что применение этого требует индивидуального подхода, кого то стресс мобилизует и это хорошо, а кого то вводит в ступор и это плохо. Что касается, кому как это подать, опять же индивидуально, как видите реализация в односодержательной структуре этого не сделать... Опять же патент...
Следовательно тут нет магии или шаманства :)...
Теперь, что касается Вашего выражения "Но при этом раз мы учим таким вопросам, где ошибка может иметь необратимые последствия, то мы должны слушателю показать, какие именно, когда они возникнут и чего не нужно делать, чтобы их не получить. И как же не показывать реальную ситуацию? Тогда человек никогда не поймет, к чему именно приведут его действия.", решение тут одно правильная профориентация... Вы учите действиям в стрессе и это серьезно...в моем понимании.
Абсолютно с Вами согласен Елена, что повторение и анализ это процесс глубокого познания.
Не могу удержаться, чтобы не прокоментировать последний абзац, все таки давайте не пугать и не растраивать, а искать "ключик" к каждому... в нашей стране достаточно стрессов и негатива... :)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела