К основному контенту

Про мобильное обучение — продолжение разговора

После публикации вчерашнего поста, стали обсуждать эту тему в твиттере. Я задала вопрос: стали бы вы использовать свои мобильные телефоны и другие мобильные устройства для обучения? Несколько ответов сразу — уже используем. Одним из вариантов мобильного обучения, например, назвали использование Evernote для сохранения учебной информации.


Ещё я подняла вопрос о том, нужно ли адаптировать контент для мобильного обучения. Тут тоже практически однозначный ответ «да». Особенно понравилась мысль о том, что стоит использовать больше видео. Несколько комментариев были про то, что с мобильных устройств неудобно читать, что отчасти подтверждает мою вчерашнюю гипотезу по поводу того, что подобные устройств всё же лучше использовать для активностей и учебных мероприятий, а не для доставки текстового материала. Но с другой стороны сама я вчера читала книжку на iPad одновременно с занятием на беговой дорожке в спортзале. А моя мама, которая на компьютере за всю жизнь не прочитала ни одного документа длиннее двух страниц, опять же, на Айпаде читает многостраничные фолианты, то есть, всё-таки всё зависит…

В твиттер-дискуссии подняли важны вопрос и о стоимости доступа к мобильному контенту: тоже пока вопрос открытый. Хорошая скорости на GPRS или 3G доступна пока далеко не везде, да и цены на трафик ещё не самые маленькие. И в отличие от многих зарубежных стран, бесплатного Wi-Fi у нас не много, а платный — не самый дешёвый. То есть, создавать приложения или учебные материалы, которые будут подключаться к сети, что-то передавать и получать, пока тоже не вариант. Но вот то, что можно записать на телефон через компьютер уже стоит попробовать. Но и опять, всё сильно зависит от устройства, которое есть у пользователя. Да, мобильные устройства есть у всех. Но сегодня я держала в руках Нокию лучшей подруги (не самой старой модели), и я не могу сказать, что я готова на нём читать хотя бы страницу текста или активно пользоваться интернетом. Сегодня устройства очень сильно различаются. Я почти уверена, что в одной целевой группе можно найти всё от Айфона до простейшего мобильного с чёрно-белым экраном на несколько строчек (ведь многие до сих пор придерживаются мнения, что телефон должен звонить и писать смс, и им этого достаточно).

Мне очень понравился комментарий от @iwannt, что Айпад хорош уже тем, что вызвал все эти дискуссии про мобильное обучение. И, да, я согласна, что сам по себе Айпад, как и многие другие планшетники, не такое уж и мобильное устройство: в сумке носить его легче, зарядку он держит дольше, на бегу пользоваться им гораздо удобнее, но в отличие от телефона, его всё время в руках держать не будешь.

Получается, с одной стороны, что относительно мобильного обучения сейчас вопросов всё равно больше, чем ответов, хоть и возможности стали гораздо шире. Но с другой стороны, я всё равно пою и буду петь свою песню: всё зависит от целей и задач, а так же, от результатов анализа, целевой группы, технологий, возможностей, плюсов и минусов. Сейчас мы говорим о мобильном обучении в очень общих словах. По сути, мы задаём вопрос: а возможно ли оно? Здесь ответ очевиден: да, технически и методически это возможно. Но только для какой-то целевой группы при определённых целях и задачах обучения это будет не только технологически сложно, но и абсолютно не нужно и неоправданно. В то же время, для других групп это будет прекрасным решением тех или иных задач. Например, если преподаватель сам использует коммуникатор, смартфон или что-то похожее и первого сентября понимает, что такие устройства есть у всей группы, то почему бы не адаптировать какие-то учебные мероприятия к выполнению с помощью такого устройства. Или, у компании есть возможность, опять же для определённой целевой аудитории, мобильные устройства приобрести. И это будут те самые сотрудники, которые практически не работают в офисе, а обучать их тем не менее необходимо. И здесь тоже мобильное обучение будет адекватным и вполне достойным решением. И выгода тоже будет очевидна. Я в очередной раз прихожу к выводу, что любая технология или любая возможность, предоставляемая той или иной технологией, должна использоваться только тогда, когда есть чёткое понимание, кому, зачем и почему это нужно.

Мобильное обучение — это очень здорово. Может быть, однажды мы будем смеяться над дискуссиями, которые ведём сегодня, и обучение на мобильном телефоне в метро или ещё где-то будет нам казаться такой же нормой как сегодня чтение книги. Но пока это всё ещё новинка. Стоит прежде всего задуматься о том, какие задачи мы будем решать. Тогда мы и пользу получим, и не сделаем нечто бесполезное, ненужное и неудобное.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около