После публикации вчерашнего поста, стали обсуждать эту тему в твиттере. Я задала вопрос: стали бы вы использовать свои мобильные телефоны и другие мобильные устройства для обучения? Несколько ответов сразу — уже используем. Одним из вариантов мобильного обучения, например, назвали использование Evernote для сохранения учебной информации.
Ещё я подняла вопрос о том, нужно ли адаптировать контент для мобильного обучения. Тут тоже практически однозначный ответ «да». Особенно понравилась мысль о том, что стоит использовать больше видео. Несколько комментариев были про то, что с мобильных устройств неудобно читать, что отчасти подтверждает мою вчерашнюю гипотезу по поводу того, что подобные устройств всё же лучше использовать для активностей и учебных мероприятий, а не для доставки текстового материала. Но с другой стороны сама я вчера читала книжку на iPad одновременно с занятием на беговой дорожке в спортзале. А моя мама, которая на компьютере за всю жизнь не прочитала ни одного документа длиннее двух страниц, опять же, на Айпаде читает многостраничные фолианты, то есть, всё-таки всё зависит…
В твиттер-дискуссии подняли важны вопрос и о стоимости доступа к мобильному контенту: тоже пока вопрос открытый. Хорошая скорости на GPRS или 3G доступна пока далеко не везде, да и цены на трафик ещё не самые маленькие. И в отличие от многих зарубежных стран, бесплатного Wi-Fi у нас не много, а платный — не самый дешёвый. То есть, создавать приложения или учебные материалы, которые будут подключаться к сети, что-то передавать и получать, пока тоже не вариант. Но вот то, что можно записать на телефон через компьютер уже стоит попробовать. Но и опять, всё сильно зависит от устройства, которое есть у пользователя. Да, мобильные устройства есть у всех. Но сегодня я держала в руках Нокию лучшей подруги (не самой старой модели), и я не могу сказать, что я готова на нём читать хотя бы страницу текста или активно пользоваться интернетом. Сегодня устройства очень сильно различаются. Я почти уверена, что в одной целевой группе можно найти всё от Айфона до простейшего мобильного с чёрно-белым экраном на несколько строчек (ведь многие до сих пор придерживаются мнения, что телефон должен звонить и писать смс, и им этого достаточно).
Мне очень понравился комментарий от @iwannt, что Айпад хорош уже тем, что вызвал все эти дискуссии про мобильное обучение. И, да, я согласна, что сам по себе Айпад, как и многие другие планшетники, не такое уж и мобильное устройство: в сумке носить его легче, зарядку он держит дольше, на бегу пользоваться им гораздо удобнее, но в отличие от телефона, его всё время в руках держать не будешь.
Получается, с одной стороны, что относительно мобильного обучения сейчас вопросов всё равно больше, чем ответов, хоть и возможности стали гораздо шире. Но с другой стороны, я всё равно пою и буду петь свою песню: всё зависит от целей и задач, а так же, от результатов анализа, целевой группы, технологий, возможностей, плюсов и минусов. Сейчас мы говорим о мобильном обучении в очень общих словах. По сути, мы задаём вопрос: а возможно ли оно? Здесь ответ очевиден: да, технически и методически это возможно. Но только для какой-то целевой группы при определённых целях и задачах обучения это будет не только технологически сложно, но и абсолютно не нужно и неоправданно. В то же время, для других групп это будет прекрасным решением тех или иных задач. Например, если преподаватель сам использует коммуникатор, смартфон или что-то похожее и первого сентября понимает, что такие устройства есть у всей группы, то почему бы не адаптировать какие-то учебные мероприятия к выполнению с помощью такого устройства. Или, у компании есть возможность, опять же для определённой целевой аудитории, мобильные устройства приобрести. И это будут те самые сотрудники, которые практически не работают в офисе, а обучать их тем не менее необходимо. И здесь тоже мобильное обучение будет адекватным и вполне достойным решением. И выгода тоже будет очевидна. Я в очередной раз прихожу к выводу, что любая технология или любая возможность, предоставляемая той или иной технологией, должна использоваться только тогда, когда есть чёткое понимание, кому, зачем и почему это нужно.
Мобильное обучение — это очень здорово. Может быть, однажды мы будем смеяться над дискуссиями, которые ведём сегодня, и обучение на мобильном телефоне в метро или ещё где-то будет нам казаться такой же нормой как сегодня чтение книги. Но пока это всё ещё новинка. Стоит прежде всего задуматься о том, какие задачи мы будем решать. Тогда мы и пользу получим, и не сделаем нечто бесполезное, ненужное и неудобное.
Ещё я подняла вопрос о том, нужно ли адаптировать контент для мобильного обучения. Тут тоже практически однозначный ответ «да». Особенно понравилась мысль о том, что стоит использовать больше видео. Несколько комментариев были про то, что с мобильных устройств неудобно читать, что отчасти подтверждает мою вчерашнюю гипотезу по поводу того, что подобные устройств всё же лучше использовать для активностей и учебных мероприятий, а не для доставки текстового материала. Но с другой стороны сама я вчера читала книжку на iPad одновременно с занятием на беговой дорожке в спортзале. А моя мама, которая на компьютере за всю жизнь не прочитала ни одного документа длиннее двух страниц, опять же, на Айпаде читает многостраничные фолианты, то есть, всё-таки всё зависит…
В твиттер-дискуссии подняли важны вопрос и о стоимости доступа к мобильному контенту: тоже пока вопрос открытый. Хорошая скорости на GPRS или 3G доступна пока далеко не везде, да и цены на трафик ещё не самые маленькие. И в отличие от многих зарубежных стран, бесплатного Wi-Fi у нас не много, а платный — не самый дешёвый. То есть, создавать приложения или учебные материалы, которые будут подключаться к сети, что-то передавать и получать, пока тоже не вариант. Но вот то, что можно записать на телефон через компьютер уже стоит попробовать. Но и опять, всё сильно зависит от устройства, которое есть у пользователя. Да, мобильные устройства есть у всех. Но сегодня я держала в руках Нокию лучшей подруги (не самой старой модели), и я не могу сказать, что я готова на нём читать хотя бы страницу текста или активно пользоваться интернетом. Сегодня устройства очень сильно различаются. Я почти уверена, что в одной целевой группе можно найти всё от Айфона до простейшего мобильного с чёрно-белым экраном на несколько строчек (ведь многие до сих пор придерживаются мнения, что телефон должен звонить и писать смс, и им этого достаточно).
Мне очень понравился комментарий от @iwannt, что Айпад хорош уже тем, что вызвал все эти дискуссии про мобильное обучение. И, да, я согласна, что сам по себе Айпад, как и многие другие планшетники, не такое уж и мобильное устройство: в сумке носить его легче, зарядку он держит дольше, на бегу пользоваться им гораздо удобнее, но в отличие от телефона, его всё время в руках держать не будешь.
Получается, с одной стороны, что относительно мобильного обучения сейчас вопросов всё равно больше, чем ответов, хоть и возможности стали гораздо шире. Но с другой стороны, я всё равно пою и буду петь свою песню: всё зависит от целей и задач, а так же, от результатов анализа, целевой группы, технологий, возможностей, плюсов и минусов. Сейчас мы говорим о мобильном обучении в очень общих словах. По сути, мы задаём вопрос: а возможно ли оно? Здесь ответ очевиден: да, технически и методически это возможно. Но только для какой-то целевой группы при определённых целях и задачах обучения это будет не только технологически сложно, но и абсолютно не нужно и неоправданно. В то же время, для других групп это будет прекрасным решением тех или иных задач. Например, если преподаватель сам использует коммуникатор, смартфон или что-то похожее и первого сентября понимает, что такие устройства есть у всей группы, то почему бы не адаптировать какие-то учебные мероприятия к выполнению с помощью такого устройства. Или, у компании есть возможность, опять же для определённой целевой аудитории, мобильные устройства приобрести. И это будут те самые сотрудники, которые практически не работают в офисе, а обучать их тем не менее необходимо. И здесь тоже мобильное обучение будет адекватным и вполне достойным решением. И выгода тоже будет очевидна. Я в очередной раз прихожу к выводу, что любая технология или любая возможность, предоставляемая той или иной технологией, должна использоваться только тогда, когда есть чёткое понимание, кому, зачем и почему это нужно.
Мобильное обучение — это очень здорово. Может быть, однажды мы будем смеяться над дискуссиями, которые ведём сегодня, и обучение на мобильном телефоне в метро или ещё где-то будет нам казаться такой же нормой как сегодня чтение книги. Но пока это всё ещё новинка. Стоит прежде всего задуматься о том, какие задачи мы будем решать. Тогда мы и пользу получим, и не сделаем нечто бесполезное, ненужное и неудобное.
Комментарии