В январе прошлого года компания Apple представила миру iPad. Это небольшое и по сути очень простое устройство показало нам всем, как можно быть постоянно на связи, как удобно пользоваться интернетом где угодно. А также дало возможность получить совершенно новый опыт работы с электронными материалами. Почти все крупные издания и новостные порталы за 2010 год сделали специальные приложения для iPad, через которые можно легко и удобно купить новый номер, его читать, смотреть медиа-объекты. Все очень красиво, аккуратно и хочется пользоваться.
Вслед за Apple планштники на рынок представили многие фирмы и, как говорится, то ли еще будет. Я уверена, что в 2011 году их будет много, они станут дешевыми и мы все привыкнем к ним.
Каждый новый тип устройства позволяет подумать о том, как с его помощью можно эффективно доставлять контент пользователю. В моем случае - слушателю. Как можно все эти новые устройства использовать для обучения и будет ли от этого толк? Очевидно, что легкое и портативное устройство вроде iPad, которое долго держит зарядку и которое можно носить в относительно маленькой сумке, можно очень хорошо использовать для разных новых подходов для обучения. Особенно, когда такое устройство есть у всех слушателей.
Использование мобильного устройства для обучения для обучения можно рассмотреть с двух сторон: работа слушателя удаленно и доставка контента. С точки зрения удаленной работы можно при наличии планшетника и пары простых программ на нем, можно придумать массу учебных мероприятий - выезд куда-то и фиксация наблюдений, последующий обмен ими и обсуждение, ведение дневника по теме и многое другое. Тут все зависит от предмета и задачи обучения и нашей фантазии.
Другой вопрос с доставкой контента. На вебинаре сообщества eLearning PRO перед новым годом, Виктор Жуков из компании Adobe сказал, что сегодня возможности мобильных устройств сегодня такие, что можно под них специально контент не адаптировать. Я сначала порадовалась этой идее, а потом задумала и поняла, что нет, так работать не будет. Все равно с контентом нужно поработать прежде чем он будет хорошо работать на мобильном устройстве.
Вот, если мы в качестве примера, посмотрим на сайт журнала TIME.
А вот как тот же самый журнал выглядит для iPad
Конечно, сайт TIME - это новостной портал, а для iPad - просто электронная версия журнала. Но даже если вы оформите электронную подписку на него, то в Интернете он выглядит иначе, чем на iPad. Потому что устройства, на котором контент просматривается, имеют значение.
Любое приложение для мобильного обучения должно быть адаптировано к мобильному устройству. У всех разные экраны, разные операционные системы, отличий много. А слушателю все равно должно быть удобно. Вот в этой статье представлен отличный разбор обучающих программ для iPad и отмечены основные принципы:
- Слушатель должен понимать, где он находится
- Он должен понимать, как он попал туда, где он есть
- Слушателю также важно понять, как вернуться туда, откуда он пришел
- Хорошо, когда знаешь, сколько материала уже пройдено и сколько осталось
- Важно знать, куда еще можно пойти и какие есть еще возможности
Если посмотреть на примеры, которые есть в той же статье, то сразу видно, что работать нужно и над интерфейсом и над контентом. И методики педдизайна тут точно будут другие, адаптированные. Тут в качестве примера можно еще посмотреть и на игры. Их же адаптируют к мобильным устройствам. Меню делают проще и меньше, потому что на телефоне или на планшетнике никто не будет копаться в огромном количестве настроек. Сценки и логику могут оставить так, как есть, то при это их подачу нужно менять, потому что другой экран, другие возможности.
Учебный контент тоже нужно адаптировать. И тут, как и раньше, возникает одна сложность - у всех пользователей устройства разные. Я не говорю об отдельных проектах, где каждому пользователю (слушателю) выдается соответствующее устройство и у всех они будут одинаковые. Например, в вузе у всех планшетники будут разные, в компании - у всех разные коммуникаторы. И сегодня они настолько все разные, что одно и то же приложение не будет работать на всех, нужно не просто адаптировать, а писать разные. Только самые богатые могут себе позволить сделать контент для каждого устройства, да и то я думаю, что делать этого не будут.
Мне кажется, что в таких условиях мобильное обучение нужно рассматривать под другим углом. Специальный контент под устройство создавать неэффективно, но есть внешний контент, который уже создали и есть задачи, которые слушатели могут выполнить. Если у целевой группы мобильные устройства есть, то можно адаптировать сайт для более удобного просмотра и предлагать его в качестве справочной информации, можно привлекать к использованию внешних источников и разработок. А самое главное - делать интересные учебные мероприятия, в которых нужно будет использовать устройство. Например, поездка по городу, фотографирование объектов и создание комментариев к нему, поездки на конференции и ведение твиттер-трансляции и многое другое. То есть такие задачи, которые будут делаться не у экрана компьютера и не в классе (или которые в стационарном режиме нельзя сделать вовсе) и для которых мобильное устройство будет мотивирующим дополнением и интересной возможностью.
Комментарии
Я согласен с Марком Цукербергом, который на презентации мобильной версии Facebook на вопрос, где же версия для iPad, ответил (дословно): "iPad's not mobile. Next question." (http://j.mp/cVzjiE, http://j.mp/iaRHK0)
Марк говорит, что iPad - это компьютер. Я, например, не стал бы доставать iPad в автобусе или стоя на светофоре. Мой нетбук всегда со мной, но я пользуюсь им либо дома, либо на работе. Другие дело мобильник. Разница есть.
Даже использование iPad в классе связано с некоторыми вопросами (http://j.mp/gouZQN), без ответа на которые чуда не получится.
Но, что важно, iPad форсирует обсуждение важных вопросов, касающихся mlearning в том числе. А это не может не радовать.
Спасибо за интересный пост! :)