Раньше я к озвучиванию курсов относилась очень спокойно. Но это было до того, как я поняла, что именно звуковые комментарии могут существенно разгрузить экран, убрать лишний текст и сделать материал более удобным для изучения. Но все эти возможности есть только у хорошей озвучки. Плохая - все только испортит.
Что такое плохая озвучка:
- шумы и помехи в записи
- непрофессиональный диктор, которого тяжело слушать
- музыка на заднем фоне
- слишком сложный текст
Для того, чтобы сделать нормальную запись звука для курса, нужно очень хорошо подготовиться.
- Для начала напишите текст, который вы собираетесь озвучить. Несколько раз прочитайте его вслух, а еще лучше - попросите, чтобы кто-то послушал как вы читаете и попросите прочитать вам. Тогда вы будете понимать, что будет в готовой записи.
- Последнюю версию текста обязательно утвердите с заказчиком записи (методистом или внешним клиентов). При этом утверждение лучше делать не на бумаге, а тоже звуком. В процессе перечитывания текста вслух (пред. пункт) сделайте одну запись и ее дайте послушать заказчику. Текст на бумаге и услышанный текст - воспринимаются по разному. Иногда заказчик текст читает бегло, потому что там отрывки, которые между собой не связаны и читать их не интересно. А потом, в уже готовой записи, слышно, что не звучит. А это уже дополнительные расходы и дополнительное время на перезапись.
- Найдите профессионального диктора. Сейчас уже это не так дорого. Вспомните передачи на радио, ток-шоу. Там всегда очень хорошо слышно, когда говорит диктор, а когда гость. Очень редко, таже у часто выступающих людей, голос поставленный и аккуратный, и слушать приятно. Более того, когда человек будет изучать курс, то скорее всего слушать звук он будет через наушники, а там все огрехи будут еще более заметны. Хороший и красивый голос слушать будет гораздо приятнее.
И еще очень важный момент - озвучивание диалогов. Я очень часто слышу, когда диалоги просто прочитаны. Они неживые. У слушателя будет диссонанс - на экране он видит «живого» персонажа или несколько, которые двигаются и что-то делают, у которых есть мимика и жесты, а голос - неживой. Очень часто диалоги пишутся как для аудио-книги, но только там нет визуального ряда. А вот в курсе есть. И по сути диалог в курсе - это часть спектакля. Помните, были такие радио-спектакли. Вот у нас в курсах должно получиться что-то похожее, иначе звук будет менее эффективным, чем нам того хотелось бы.
Комментарии
В своем блоге поделился опытом записи аудио:
http://elearning-ua.blogspot.com/2011/01/re.html
(*сорри, что ссылкой, как комментарий было бы очень много текста)