К основному контенту

Как записать хороший звук для курса?

Раньше я к озвучиванию курсов относилась очень спокойно. Но это было до того, как я поняла, что именно звуковые комментарии могут существенно разгрузить экран, убрать лишний текст и сделать материал более удобным для изучения. Но все эти возможности есть только у хорошей озвучки. Плохая - все только испортит.

Что такое плохая озвучка:

  • шумы и помехи в записи
  • непрофессиональный диктор, которого тяжело слушать
  • музыка на заднем фоне
  • слишком сложный текст

Для того, чтобы сделать нормальную запись звука для курса, нужно очень хорошо подготовиться.

  • Для начала напишите текст, который вы собираетесь озвучить. Несколько раз прочитайте его вслух, а еще лучше - попросите, чтобы кто-то послушал как вы читаете и попросите прочитать вам. Тогда вы будете понимать, что будет в готовой записи.
  • Последнюю версию текста обязательно утвердите с заказчиком записи (методистом или внешним клиентов). При этом утверждение лучше делать не на бумаге, а тоже звуком. В процессе перечитывания текста вслух (пред. пункт) сделайте одну запись и ее дайте послушать заказчику. Текст  на бумаге и услышанный текст - воспринимаются по разному. Иногда заказчик текст читает бегло, потому что там отрывки, которые между собой не связаны и читать их не интересно. А потом, в уже готовой записи, слышно, что не звучит. А это уже дополнительные расходы и дополнительное время на перезапись.
  • Найдите профессионального диктора. Сейчас уже это не так дорого. Вспомните передачи на радио, ток-шоу. Там всегда очень хорошо слышно, когда говорит диктор, а когда гость. Очень редко, таже у часто выступающих людей, голос поставленный и аккуратный, и слушать приятно. Более того, когда человек будет изучать курс, то скорее всего слушать звук он будет через наушники, а там все огрехи будут еще более заметны. Хороший и красивый голос слушать будет гораздо приятнее.

И еще очень важный момент - озвучивание диалогов. Я очень часто слышу, когда диалоги просто прочитаны. Они неживые. У слушателя будет диссонанс - на экране он видит «живого» персонажа или несколько, которые двигаются и что-то делают, у которых есть мимика и жесты, а голос - неживой. Очень часто диалоги пишутся как для аудио-книги, но только там нет визуального ряда. А вот в курсе есть. И по сути диалог в курсе - это часть спектакля. Помните, были такие радио-спектакли. Вот у нас в курсах должно получиться что-то похожее, иначе звук будет менее эффективным, чем нам того хотелось бы.

Комментарии

Andrew Kubay написал(а)…
Елена спасибо за то что подняли интересную тему.
В своем блоге поделился опытом записи аудио:
http://elearning-ua.blogspot.com/2011/01/re.html
(*сорри, что ссылкой, как комментарий было бы очень много текста)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около