К основному контенту

Как записать хороший звук для курса?

Раньше я к озвучиванию курсов относилась очень спокойно. Но это было до того, как я поняла, что именно звуковые комментарии могут существенно разгрузить экран, убрать лишний текст и сделать материал более удобным для изучения. Но все эти возможности есть только у хорошей озвучки. Плохая - все только испортит.

Что такое плохая озвучка:

  • шумы и помехи в записи
  • непрофессиональный диктор, которого тяжело слушать
  • музыка на заднем фоне
  • слишком сложный текст

Для того, чтобы сделать нормальную запись звука для курса, нужно очень хорошо подготовиться.

  • Для начала напишите текст, который вы собираетесь озвучить. Несколько раз прочитайте его вслух, а еще лучше - попросите, чтобы кто-то послушал как вы читаете и попросите прочитать вам. Тогда вы будете понимать, что будет в готовой записи.
  • Последнюю версию текста обязательно утвердите с заказчиком записи (методистом или внешним клиентов). При этом утверждение лучше делать не на бумаге, а тоже звуком. В процессе перечитывания текста вслух (пред. пункт) сделайте одну запись и ее дайте послушать заказчику. Текст  на бумаге и услышанный текст - воспринимаются по разному. Иногда заказчик текст читает бегло, потому что там отрывки, которые между собой не связаны и читать их не интересно. А потом, в уже готовой записи, слышно, что не звучит. А это уже дополнительные расходы и дополнительное время на перезапись.
  • Найдите профессионального диктора. Сейчас уже это не так дорого. Вспомните передачи на радио, ток-шоу. Там всегда очень хорошо слышно, когда говорит диктор, а когда гость. Очень редко, таже у часто выступающих людей, голос поставленный и аккуратный, и слушать приятно. Более того, когда человек будет изучать курс, то скорее всего слушать звук он будет через наушники, а там все огрехи будут еще более заметны. Хороший и красивый голос слушать будет гораздо приятнее.

И еще очень важный момент - озвучивание диалогов. Я очень часто слышу, когда диалоги просто прочитаны. Они неживые. У слушателя будет диссонанс - на экране он видит «живого» персонажа или несколько, которые двигаются и что-то делают, у которых есть мимика и жесты, а голос - неживой. Очень часто диалоги пишутся как для аудио-книги, но только там нет визуального ряда. А вот в курсе есть. И по сути диалог в курсе - это часть спектакля. Помните, были такие радио-спектакли. Вот у нас в курсах должно получиться что-то похожее, иначе звук будет менее эффективным, чем нам того хотелось бы.

Комментарии

Andrew Kubay написал(а)…
Елена спасибо за то что подняли интересную тему.
В своем блоге поделился опытом записи аудио:
http://elearning-ua.blogspot.com/2011/01/re.html
(*сорри, что ссылкой, как комментарий было бы очень много текста)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...