Я думаю, что каждый хотя бы один раз слышал такое мнение про e-learning - "Это подходит для чего-то простого, прочитал, тест сдал и все. А вот более сложным вещам нужно учить очно". С каждым годом работы в e-learning я понимаю, что это совершенно не верно - есть масса приемов, чтобы развивать через современные технологи навыки высшего порядка: анализ, синтез, критику и т.д. Как это можно делать?
В первую очередь не превращать e-learning в текст+тест, пусть даже с картинками и эпизодическими мультиками. И не думать, что готовый и созданный на заказ электронный курс решает задачу обучения на расстоянии. Нет, очевидно, что в некоторых случаях решает. Например, вам нужно новый регламент работы донести до сотрудников, причем новый не содержит ничего принципиально нового, того что люди не знают.
Но вот если вам нужно повысить квалификацию сотрудников, изменить их знания, то тут уже нужно добавлять реальные учебные мероприятия, например, форумы, блоги, самостоятельные исследования. Если быть более практичной, то для развития навыков высшего порядка стоит:
1. Задавать слушателям курса такие вопросы, ответить на которые можно только после поиска и изучения дополнительной информации
2. Просите объяснять понятия и значения своими словами и со своми примерами
3. Устраивайте поиск примеров по каждой теме, которая изучается в курсе
4. Разбирайте примеры в учебном материале и во время общения и групповой работы
5. Давайте самостоятельные задания, в основе которых лежит работа с примером, который подбирает сам слушатель. Причем лучше, чтобы пример был из его реальной рабочей деятельности (для корпоративного обучения).
6. Проводите активные дискуссии между студентами, устраивайте дебаты и прения
7. Предложите ведение дневника или блога по курсу.
Общий смысл всех учебных мероприятий, которые стимулируют мышление - дать возможность свободного мышления и поиска собственного решения. Мой список неконечный, в него может быть внесено любое мероприятие, которое позволяет слушателю самому искать информацию и использовать для каких-то целей. Ведь обучая взрослых людей стоит помнить о том, что они хотят пробовать, делать ошибки, исправлять ошибки и применять полученные знания на практике.
В первую очередь не превращать e-learning в текст+тест, пусть даже с картинками и эпизодическими мультиками. И не думать, что готовый и созданный на заказ электронный курс решает задачу обучения на расстоянии. Нет, очевидно, что в некоторых случаях решает. Например, вам нужно новый регламент работы донести до сотрудников, причем новый не содержит ничего принципиально нового, того что люди не знают.
Но вот если вам нужно повысить квалификацию сотрудников, изменить их знания, то тут уже нужно добавлять реальные учебные мероприятия, например, форумы, блоги, самостоятельные исследования. Если быть более практичной, то для развития навыков высшего порядка стоит:
1. Задавать слушателям курса такие вопросы, ответить на которые можно только после поиска и изучения дополнительной информации
2. Просите объяснять понятия и значения своими словами и со своми примерами
3. Устраивайте поиск примеров по каждой теме, которая изучается в курсе
4. Разбирайте примеры в учебном материале и во время общения и групповой работы
5. Давайте самостоятельные задания, в основе которых лежит работа с примером, который подбирает сам слушатель. Причем лучше, чтобы пример был из его реальной рабочей деятельности (для корпоративного обучения).
6. Проводите активные дискуссии между студентами, устраивайте дебаты и прения
7. Предложите ведение дневника или блога по курсу.
Общий смысл всех учебных мероприятий, которые стимулируют мышление - дать возможность свободного мышления и поиска собственного решения. Мой список неконечный, в него может быть внесено любое мероприятие, которое позволяет слушателю самому искать информацию и использовать для каких-то целей. Ведь обучая взрослых людей стоит помнить о том, что они хотят пробовать, делать ошибки, исправлять ошибки и применять полученные знания на практике.
Комментарии
В свете изложенного - как раз и формулирутеся главная проблема far transfer-обучения средствами elearning - требуется огромное количество сил и времени, не у всех просто столько есть.
Я сам себя часто ловлю на этом же - вижу, что тема проработана слабо, надо прорабатывать еще - а значит, вбрасывать еще часы...
И при этом вижу - face-to-face мы бы с обучаемыми это прорабатали за полчаса.
Зачастую количество сил и времени требуется такое, какого нет - и честно себе признаешь: вот этой вещи в рамках имеющегося времени и сил обучить не могу...
http://www.dekanblog.ru/blog/?p=8
Данное упражнение я даю не только в удаленном режиме, но и очникам, выводя изображение на большой экран и предлагая группе совместно принять решение. Результат поразительный. Часовая лекция не дает такого понимания предмета, как краткое упражнение.