Эту тему мы уже неоднократно затрагивали - и я писала, в комментариях что-то было. Сейчас такое сложное время, что выжить трудно всем. А вот на рынке обучения сделать это едва ли не сложнее всего. Не буду в очередной раз перечислять все причины, итак понятно - нет денег. Давайте подумаем, что можно сделать тренеру в такой ситуации и как можно заработать.
Можно организовать личную систему дистанционного обучения. Сделать совсем невысокие цены на курсы, набрать слушателей и обучать их дистанционно. Многие, кто хотел пойти на очный тренинг, но теперь не имею возможности это сделать, запросто заменят его на дистанционный, зная, что это ВАШ тренинг и он будет хорошего качества.
Что нужно сделать для организации личного дистанционного обучения:
1. Разобраться с понятием e-learning и дистанционное обучение. Научиться пользоваться инструментами, которые сделают обучение активным.
2. Создать электронные курсы.
3. Организовать среду дистанционного обучения.
4. Сделать продвижение нового продукта.
5. Провести первый курс обучения, сделать истории успеха и набрать еще больше слушателей.
Теперь все по порядку.
1. Чтобы успешно организовать обучение на расстоянии нужно немного познакомиться с его основами, а именно:
- особенности обучения взрослых людей, и применение этих особенностей к обучению через Интернет,
- понятие электронного обучения (тут важно освоить то, что электронное обучение это не чтение текста с экрана и тесты, а такая же насыщенная среда, как очное обучение),
- методы организации общения в электронном обучении и инструменты, которые можно для этого использовать,
- организация групповой работы (это очень важная часть, потому что иначе слушатели чувствуют себе в изоляции),
- организация самостоятельно работы и проверки знаний,
- правила внутри системы дистанционного обучения, договор со слушателем,
- особенности разработки курсов для дистанционного обучения.
Еще важно в живую познакомиться с какой-то системой дистанционного обучения, попробовать в ней поработать. С точки зрения же организации проекта нужно просто хорошо представить, как вы ведете занятия в очном режиме и перенести это на электронные инструменты. Тут может потребоваться помощь тех, у кого уже есть опыт в ДО.
2. Создание курсов - момент очень важный (и совсем не потому, что я разработчик). Если курс скучный, то слушателя удержать сложно, если слишком много в него всего заложить, тоже не очень хорошо. Поэтому над курсом стоит хорошо поработать:
- сделать педагогический дизайн, хотя бы самый простой: расставить цели для каждого учебного модуля, проверить, что материал раскрывает учебные цели, сделать выводы и заключения в каждом модуле, чередовать практику и теорию (для профессионального педагогического дизайна стоит обращаться к специалистам, если же нет желания пару месяцев потратить на освоение всех теорий и методик),
- интерактивность заложить только в те места, где это повышает эффективности донесения материала,
- обработать текст так, чтобы его было не много, он был бы написан простым и понятным языком,
- хорошо сформировать структуру материала, чтобы все было просто, последовательно и логично,
- если курс создается своими руками, то нужно внимательно следить за шрифтами, цветами, расположением текста.
Да, отдельно стоит сказать про разработку курса с технической точки зрения. Ее можно сделать самостоятельно, для этого есть инструменты не сложнее PowerPoint. Некоторые из них работают как надстройка PowerPoint, собирая курс из слайдов. Конечно, свои тонкости есть, кое-какие красивые вещи сделать в них трудно или почти невозможно, но зато базовую версию курса можно создать.
Еще можно обратиться к разработчикам, они могут сделать профессиональную работу, но это будет явно дороже. Но будет красиво, чисто и интерактивно. И скорее всего, они могут помочь и с педдизайном.
3. Среда электронного обучения - тот же самый класс, аудитория, только онлайн, Тут есть место для загрузки созданного электронного курса, есть все возможные средства общения, есть средства для анализа активности, для тестирования знания и многое другое (все зависит от системы, которую вы выберите). Когда вы начинаете курс, то вы регистрируете туда своих слушателей и дальше все работа с ними проходит внутри системы. Это такой как бы портал, на котором все происходит.
Теперь про трудности с системами. Во-первых, они дорого стоят. Причем порой очень дорого для индивидуального обучения. Во-вторых, под них нужен сервер и серьезные знания в области ИТ. Да, есть бесплатные системы, но они настолько трудные в настройке, что нужно быть профессиональным айтишником.
Получается, что проблема не решается? Нет, можно взять систему в аренду. То есть платить за каждого слушателя месячную оплату, размещая свое обучение на чужом сервере. Преимуществ масса: не нужно отвечать за техническое обслуживание и администрирование, не нужны сервера, гораздо дешевле, чем покупать все целиком.
Как только систему вы выбрали, там нужно создать среду, то есть подготовить все для слушателя. Выгрузить курс(ы), сделать первые форумы и блоги, сделать первые тесты, разместить ссылки на дополнительные источники и т.д. Словом, сделать все, чтобы слушатель пришел и понял, что тут ждали и к его входу готовились. Это очень мотивирует на дальнейшее обучение.
4. Теперь про продвижение. Естественно, сначала стоит разослать информацию по всей вашей контактной базе, причем сделать красивую рассылку, в которой написано, что это тот же тренинг, только дешевле и удобнее. Потом можно воспользоваться социальными сетями, например, Профессионалами. Там можно вступать в группы, делать свои и собирать вокруг себя людей, которым это будет интересно. Еще стоит сделать тематический блог (например, если вы делаете тренинги по ведению переговоров, то блог стоит сделать тоже про ведение переговоров) и туда писать интересные везщи, которые будут привлекать аудиторию более широкую. (под тегом "как вести блог?" у меня есть хорошие посты на эту тему). Там можно будет рекламировать свои курсы, набирать людей. Общий смысл блога - привлечение через пользу. То есть у вас не рекламный блог, а ресурс, который интересно и полезно читать, поэтому люди идут к вам, доверяют вашему мнению, читают вас, а потом для них ваш курс - очень интересный и заведомо полезный источник.
5. Первую группу не стоит набирать больше 10 человек. На таком количестве вам будет проще тренироваться, и вы сделаете меньше ошибок. Сделайте для первого курса время прохождения немного дольше, чтобы и у вас было какое-то дополнительно время. По мере завершения курса следите, чтобы все всё сделали, чтобы у всех была предельная довольность. Выберете несколько человек, которые подпишутся или сделают сами историю успеха. И эту историю успеха опять распространяйте по тем каналам, про которые написано выше. И еще важно - соберите замечания от слушателей и обязательно проведите улучшения.
Естественно, что организовать систему с нуля трудно, это потребует некоторое время. Сразу заложите около 3 месяцев на организацию, до первого запуска. Если есть возможность, пообщайтесь с теми, кто уже преподавал в режиме онлайн, наберитесь чужого опыта.
И последнее, даже если вы сделаете стоимость курса в 5 раз дешевле очного, у вас все равно будет возможность заработать, потому что можно набрать больше слушателей. И затраты окупятся. Могу показать бизнес-план.
Можно организовать личную систему дистанционного обучения. Сделать совсем невысокие цены на курсы, набрать слушателей и обучать их дистанционно. Многие, кто хотел пойти на очный тренинг, но теперь не имею возможности это сделать, запросто заменят его на дистанционный, зная, что это ВАШ тренинг и он будет хорошего качества.
Что нужно сделать для организации личного дистанционного обучения:
1. Разобраться с понятием e-learning и дистанционное обучение. Научиться пользоваться инструментами, которые сделают обучение активным.
2. Создать электронные курсы.
3. Организовать среду дистанционного обучения.
4. Сделать продвижение нового продукта.
5. Провести первый курс обучения, сделать истории успеха и набрать еще больше слушателей.
Теперь все по порядку.
1. Чтобы успешно организовать обучение на расстоянии нужно немного познакомиться с его основами, а именно:
- особенности обучения взрослых людей, и применение этих особенностей к обучению через Интернет,
- понятие электронного обучения (тут важно освоить то, что электронное обучение это не чтение текста с экрана и тесты, а такая же насыщенная среда, как очное обучение),
- методы организации общения в электронном обучении и инструменты, которые можно для этого использовать,
- организация групповой работы (это очень важная часть, потому что иначе слушатели чувствуют себе в изоляции),
- организация самостоятельно работы и проверки знаний,
- правила внутри системы дистанционного обучения, договор со слушателем,
- особенности разработки курсов для дистанционного обучения.
Еще важно в живую познакомиться с какой-то системой дистанционного обучения, попробовать в ней поработать. С точки зрения же организации проекта нужно просто хорошо представить, как вы ведете занятия в очном режиме и перенести это на электронные инструменты. Тут может потребоваться помощь тех, у кого уже есть опыт в ДО.
2. Создание курсов - момент очень важный (и совсем не потому, что я разработчик). Если курс скучный, то слушателя удержать сложно, если слишком много в него всего заложить, тоже не очень хорошо. Поэтому над курсом стоит хорошо поработать:
- сделать педагогический дизайн, хотя бы самый простой: расставить цели для каждого учебного модуля, проверить, что материал раскрывает учебные цели, сделать выводы и заключения в каждом модуле, чередовать практику и теорию (для профессионального педагогического дизайна стоит обращаться к специалистам, если же нет желания пару месяцев потратить на освоение всех теорий и методик),
- интерактивность заложить только в те места, где это повышает эффективности донесения материала,
- обработать текст так, чтобы его было не много, он был бы написан простым и понятным языком,
- хорошо сформировать структуру материала, чтобы все было просто, последовательно и логично,
- если курс создается своими руками, то нужно внимательно следить за шрифтами, цветами, расположением текста.
Да, отдельно стоит сказать про разработку курса с технической точки зрения. Ее можно сделать самостоятельно, для этого есть инструменты не сложнее PowerPoint. Некоторые из них работают как надстройка PowerPoint, собирая курс из слайдов. Конечно, свои тонкости есть, кое-какие красивые вещи сделать в них трудно или почти невозможно, но зато базовую версию курса можно создать.
Еще можно обратиться к разработчикам, они могут сделать профессиональную работу, но это будет явно дороже. Но будет красиво, чисто и интерактивно. И скорее всего, они могут помочь и с педдизайном.
3. Среда электронного обучения - тот же самый класс, аудитория, только онлайн, Тут есть место для загрузки созданного электронного курса, есть все возможные средства общения, есть средства для анализа активности, для тестирования знания и многое другое (все зависит от системы, которую вы выберите). Когда вы начинаете курс, то вы регистрируете туда своих слушателей и дальше все работа с ними проходит внутри системы. Это такой как бы портал, на котором все происходит.
Теперь про трудности с системами. Во-первых, они дорого стоят. Причем порой очень дорого для индивидуального обучения. Во-вторых, под них нужен сервер и серьезные знания в области ИТ. Да, есть бесплатные системы, но они настолько трудные в настройке, что нужно быть профессиональным айтишником.
Получается, что проблема не решается? Нет, можно взять систему в аренду. То есть платить за каждого слушателя месячную оплату, размещая свое обучение на чужом сервере. Преимуществ масса: не нужно отвечать за техническое обслуживание и администрирование, не нужны сервера, гораздо дешевле, чем покупать все целиком.
Как только систему вы выбрали, там нужно создать среду, то есть подготовить все для слушателя. Выгрузить курс(ы), сделать первые форумы и блоги, сделать первые тесты, разместить ссылки на дополнительные источники и т.д. Словом, сделать все, чтобы слушатель пришел и понял, что тут ждали и к его входу готовились. Это очень мотивирует на дальнейшее обучение.
4. Теперь про продвижение. Естественно, сначала стоит разослать информацию по всей вашей контактной базе, причем сделать красивую рассылку, в которой написано, что это тот же тренинг, только дешевле и удобнее. Потом можно воспользоваться социальными сетями, например, Профессионалами. Там можно вступать в группы, делать свои и собирать вокруг себя людей, которым это будет интересно. Еще стоит сделать тематический блог (например, если вы делаете тренинги по ведению переговоров, то блог стоит сделать тоже про ведение переговоров) и туда писать интересные везщи, которые будут привлекать аудиторию более широкую. (под тегом "как вести блог?" у меня есть хорошие посты на эту тему). Там можно будет рекламировать свои курсы, набирать людей. Общий смысл блога - привлечение через пользу. То есть у вас не рекламный блог, а ресурс, который интересно и полезно читать, поэтому люди идут к вам, доверяют вашему мнению, читают вас, а потом для них ваш курс - очень интересный и заведомо полезный источник.
5. Первую группу не стоит набирать больше 10 человек. На таком количестве вам будет проще тренироваться, и вы сделаете меньше ошибок. Сделайте для первого курса время прохождения немного дольше, чтобы и у вас было какое-то дополнительно время. По мере завершения курса следите, чтобы все всё сделали, чтобы у всех была предельная довольность. Выберете несколько человек, которые подпишутся или сделают сами историю успеха. И эту историю успеха опять распространяйте по тем каналам, про которые написано выше. И еще важно - соберите замечания от слушателей и обязательно проведите улучшения.
Естественно, что организовать систему с нуля трудно, это потребует некоторое время. Сразу заложите около 3 месяцев на организацию, до первого запуска. Если есть возможность, пообщайтесь с теми, кто уже преподавал в режиме онлайн, наберитесь чужого опыта.
И последнее, даже если вы сделаете стоимость курса в 5 раз дешевле очного, у вас все равно будет возможность заработать, потому что можно набрать больше слушателей. И затраты окупятся. Могу показать бизнес-план.
Комментарии
Я категорически против чтения через Интернет и, как вы выразились, минимальной составляющей общения. Перенос должен быть полноценный, с использованием потенциала всех доступных инструментов.
Я готова помочь такую схему выстроить.
Подскажите?
С уважением
Из имеющихся вариантов лучше создать ИП. Оно проще и по налогам, и по учету. Чтобы не забивать голову проблемами бухгалтерии можно обратиться в фирмы, которые занимаются аутсорсингом бухучета. Они берут не дорого, можно даже найти за 8000 рублей в квартал. Из преимуществ - из ИП просто достать наличные деньги и не трудно по ним сделать отчетность.
ООО - это уже целая песня, стоит делать только тогда, когда работаете с коммерческими фирмами.
Платежи лучше всего организовать через квитанцию. То есть вешаете на сайте образец квитка, человек ее заполняет, платит, вы видите деньги и открываете ему доступ.
Юридические отношения стоит оформить через публичную оферту. Если нужен образец - могу прислать.
Если про что-то не написала - пишите!