Мы очень часто говорим, что наступает или наступило уже общество знаний. Что сегодня очень ценен интеллектуальный капитал, все больше людей зарабатывают свой хлеб не физическим, а умственным трудом. Но все это мы знаем на уровне результатов исследований, и крайне редко задумываемся, что наши сотрудники врядли хорошо понимают, что их ждет в будущем. Такие глобальные изменения в парадигме общества потребуют от большинства людей не просто понимания, что произошли перемены, но и новых знаний и навыков, которые помогут им в этом новом обществе быть успешными. Чему же нужно научить людей, чтобы в новом мире им было комфортно, а компании, в которых они работают получили все необходимые конкурентные преимущества?
Для начала нужно посмотреть на то, что такое общество знаний. Мои учителя из университета Твенты Бетти Колиз и Джеф Мунен в своей совместной семейной работе выделили некоторые характиристики этого общества:
- мобильность сервисов, информации и рабочей силы
- информация доступная глобально
- работа в мультидисциплинарных и распределенных командах
- необходимость постоянного совершенстования и развития знаний и навыков
- использование информационных технологий для управления знаниями, обмена опытом и создания нового
Они же сделали выводы о том, что нужно, чтобы успешно работать в современном обществе. Правда в их видении нужные навыки представлены очень глобально.
Изучив еще немного материала, а также собрав вместе свои мысли, я пришла к выводам, что в условиях общества знаний, человек должен уметь:
- эффективно общаться с использованием информационных технологий (успешно излагать свои мысли письменно, фиксировать истории разговоров и делать протоколы, использовать средства голосовой связи, классифицировать и сортировать результаты диалогов, а также уметь одновременно общаться с группой людей);
- использовать социальные сети для поиска коллег и экспертов, анализа рынков, поиска работы, организации проектов;
- учиться самостоятельно:
- использовать различные источники для получения нужной информации;
- эффективно работать с поисковыми машинами;
- анализировать полученную из различных источников информацию;
- делать каталоги, реестры, ментальные карты и т.д.
- самостоятельно организовывать собственное время в условиях работы с большим объемом информации;
- эффективно использовать мобильные устройства для экономии времени и активной работы с различными источниками информации, а также для связи с коллегами и участниками различных рабочих групп;
- совместно работать в группе, при этом создавать что-то новое, а не быть пассивным наблюдателем, владеть технологиями групповой работы и организации групповых проектов;
- использовать информационных технологии для обмена и управления знаниями, как личными, так и знаниями групп и организаций
- ...
Исходя из этих ключевых для нового общества знаний, у меня появилась идея - может быть именно эту информацию нужно предоставить сотрудникам в наших вводных и ориентационных курсах? Ведь эффективная личная работа и культура коммуникаци и совместного творчества могут быть основой успеха и производительности для сотрудников многих профессий. И, исходя из моего личного опыта, многим сотрудникам совершенно не нужно обучение профессиональное, им нужна лишь помощь в организации себя и своей работы в условиях избыточной массы постоянно поступающей информации.
Комментарии
АВВ80606-16: "совершенно не нужно обучение профессиональное" - наверно слишком сильно сказано :). Согласен, что узкопрофессиональная подготовка отступает на второй план перед теми новыми качествами, о которыз Вы пишите в "выводах".