К основному контенту

Будь готов! - Обучение для общества знаний

Мы очень часто говорим, что наступает или наступило уже общество знаний. Что сегодня очень ценен интеллектуальный капитал, все больше людей зарабатывают свой хлеб не физическим, а умственным трудом. Но все это мы знаем на уровне результатов исследований, и крайне редко задумываемся, что наши сотрудники врядли хорошо понимают, что их ждет в будущем. Такие глобальные изменения в парадигме общества потребуют от большинства людей не просто понимания, что произошли перемены, но и новых знаний и навыков, которые помогут им в этом новом обществе быть успешными. Чему же нужно научить людей, чтобы в новом мире им было комфортно, а компании, в которых они работают получили все необходимые конкурентные преимущества?

Для начала нужно посмотреть на то, что такое общество знаний. Мои учителя из университета Твенты Бетти Колиз и Джеф Мунен в своей совместной семейной работе выделили некоторые характиристики этого общества:

  • мобильность сервисов, информации и рабочей силы
  • информация доступная глобально
  • работа в мультидисциплинарных и распределенных командах
  • необходимость постоянного совершенстования и развития знаний и навыков
  • использование информационных технологий для управления знаниями, обмена опытом и создания нового

Они же сделали выводы о том, что нужно, чтобы успешно работать в современном обществе. Правда в их видении нужные навыки представлены очень глобально.

image

Изучив еще немного материала, а также собрав вместе свои мысли, я пришла к выводам, что в условиях общества знаний, человек должен уметь:

  • эффективно общаться с использованием информационных технологий (успешно излагать свои мысли письменно, фиксировать истории разговоров и делать протоколы, использовать средства голосовой связи, классифицировать и сортировать результаты диалогов, а также уметь одновременно общаться с группой людей);
  • использовать социальные сети для поиска коллег и экспертов, анализа рынков, поиска работы, организации проектов;
  • учиться самостоятельно:
    • использовать различные источники для получения нужной информации;
    • эффективно работать с поисковыми машинами;
    • анализировать полученную из различных источников информацию;
    • делать каталоги, реестры, ментальные карты и т.д.
  • самостоятельно организовывать собственное время в условиях работы с большим объемом информации;
  • эффективно использовать мобильные устройства для экономии времени и активной работы с различными источниками информации, а также для связи с коллегами и участниками различных рабочих групп;
  • совместно работать в группе, при этом создавать что-то новое, а не быть пассивным наблюдателем, владеть технологиями групповой работы и организации групповых проектов;
  • использовать информационных технологии для обмена и управления знаниями, как личными, так и знаниями групп и организаций
  • ...

Исходя из этих ключевых для нового общества знаний, у меня появилась идея - может быть именно эту информацию нужно предоставить сотрудникам в наших вводных и ориентационных курсах? Ведь эффективная личная работа и культура коммуникаци и совместного творчества могут быть основой успеха и производительности для сотрудников многих профессий. И, исходя из моего личного опыта, многим сотрудникам совершенно не нужно обучение профессиональное, им нужна лишь помощь в организации себя и своей работы в условиях избыточной массы постоянно поступающей информации.

Комментарии

ТЕВ80605-7.33: "многим сотрудникам совершенно не нужно обучение профессиональное, им нужна лишь помощь в организации себя и своей работы в условиях избыточной массы постоянно поступающей информации"
АВВ80606-16: "совершенно не нужно обучение профессиональное" - наверно слишком сильно сказано :). Согласен, что узкопрофессиональная подготовка отступает на второй план перед теми новыми качествами, о которыз Вы пишите в "выводах".

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...