К основному контенту

Будь готов! - Обучение для общества знаний

Мы очень часто говорим, что наступает или наступило уже общество знаний. Что сегодня очень ценен интеллектуальный капитал, все больше людей зарабатывают свой хлеб не физическим, а умственным трудом. Но все это мы знаем на уровне результатов исследований, и крайне редко задумываемся, что наши сотрудники врядли хорошо понимают, что их ждет в будущем. Такие глобальные изменения в парадигме общества потребуют от большинства людей не просто понимания, что произошли перемены, но и новых знаний и навыков, которые помогут им в этом новом обществе быть успешными. Чему же нужно научить людей, чтобы в новом мире им было комфортно, а компании, в которых они работают получили все необходимые конкурентные преимущества?

Для начала нужно посмотреть на то, что такое общество знаний. Мои учителя из университета Твенты Бетти Колиз и Джеф Мунен в своей совместной семейной работе выделили некоторые характиристики этого общества:

  • мобильность сервисов, информации и рабочей силы
  • информация доступная глобально
  • работа в мультидисциплинарных и распределенных командах
  • необходимость постоянного совершенстования и развития знаний и навыков
  • использование информационных технологий для управления знаниями, обмена опытом и создания нового

Они же сделали выводы о том, что нужно, чтобы успешно работать в современном обществе. Правда в их видении нужные навыки представлены очень глобально.

image

Изучив еще немного материала, а также собрав вместе свои мысли, я пришла к выводам, что в условиях общества знаний, человек должен уметь:

  • эффективно общаться с использованием информационных технологий (успешно излагать свои мысли письменно, фиксировать истории разговоров и делать протоколы, использовать средства голосовой связи, классифицировать и сортировать результаты диалогов, а также уметь одновременно общаться с группой людей);
  • использовать социальные сети для поиска коллег и экспертов, анализа рынков, поиска работы, организации проектов;
  • учиться самостоятельно:
    • использовать различные источники для получения нужной информации;
    • эффективно работать с поисковыми машинами;
    • анализировать полученную из различных источников информацию;
    • делать каталоги, реестры, ментальные карты и т.д.
  • самостоятельно организовывать собственное время в условиях работы с большим объемом информации;
  • эффективно использовать мобильные устройства для экономии времени и активной работы с различными источниками информации, а также для связи с коллегами и участниками различных рабочих групп;
  • совместно работать в группе, при этом создавать что-то новое, а не быть пассивным наблюдателем, владеть технологиями групповой работы и организации групповых проектов;
  • использовать информационных технологии для обмена и управления знаниями, как личными, так и знаниями групп и организаций
  • ...

Исходя из этих ключевых для нового общества знаний, у меня появилась идея - может быть именно эту информацию нужно предоставить сотрудникам в наших вводных и ориентационных курсах? Ведь эффективная личная работа и культура коммуникаци и совместного творчества могут быть основой успеха и производительности для сотрудников многих профессий. И, исходя из моего личного опыта, многим сотрудникам совершенно не нужно обучение профессиональное, им нужна лишь помощь в организации себя и своей работы в условиях избыточной массы постоянно поступающей информации.

Комментарии

ТЕВ80605-7.33: "многим сотрудникам совершенно не нужно обучение профессиональное, им нужна лишь помощь в организации себя и своей работы в условиях избыточной массы постоянно поступающей информации"
АВВ80606-16: "совершенно не нужно обучение профессиональное" - наверно слишком сильно сказано :). Согласен, что узкопрофессиональная подготовка отступает на второй план перед теми новыми качествами, о которыз Вы пишите в "выводах".

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...