К основному контенту

Online EDUCA Berlin 2007 или OEB – рай для e-learning специалистов

Here we go! Мероприятие, которого я обычно начинаю ждать сразу после его же окончания, наконец-то происходит. Это моя 9-ая EDUCA. В отличие от Learning 2007 в США, где я совсем не сразу почувствовала себя частью происходящего, да и то потому, что там очень дружелюбные люди, здесь просто на 100% моя среда обитания. Многих мы уже знаем давно, кого-то знали по сети и письмам, кого-то не было. Но все, кто в первый или очередной раз приехал на OEB на все 100% нацелены на получение новых знаний, новых контактов и на поиск новых возможностей для своего бизнеса, своих e-learning проектов и для создания новых инициатив.

И как всегда тон всему мероприятию задает первое утреннее пленарное заседание. Именно эти докладчики заставили всех нас задуматься о том, чем мы занимаемся, правильно ли мы это делаем и в каком направлении движемся.

Теперь по порядку:

Сначала выступал представитель министерства образования Ганы. Из доклада наиболее интересно то, что система образования Ганы строиться по принципу обеспечения населения знаниями, необходимыми для достижения персональных целей каждого отдельного человека. Он также неоднократно отметил, что образование всегда должно быть тесно связано с потребностями общество и если вдруг произойдет расхождение в том, что предлагает национальная система с тем, что требует общества, страна потеряет свои конкурентные преимущества и не будет развиваться достаточно динамично. В очередной раз я получила подтверждение того, что контент нужно не только переводить. Как отметил докладчик, каждая страна имеет свои вкусы и запахи, национальные одежды, музыку и многое другое, что называется культурой. Курс построенный на чужой культуре не только не будет воспринят верно, потому что в нем нет контекста обучения. Он может очень сильно изменить культуру и навредить ей. Избыток иностранного контента может привести не только к потере устойчивости национальных поставщиков, но и к разрушению культуры и внутренней силы страны.

Докладчик из Индии сразил меня и весь зал. Ему аплодировали минут 5, на него ссылались весь день и обсуждали за каждым обеденным столиков и около каждого стенда. А ведь все просто – он провел эксперимент, чтобы выяснить, могут ли дети (6-14 лет) учиться самостоятельно, что им для этого нужно и могут ли они сами себя учить. В маленьких городках и деревнях Индии установили на улице ПК с подключением ко всемирной сети через спутник. ПК вмонтировали в стены, через стекло видно монитор, можно пользоваться клавиатурой или сенсорной панелью и мышкой. За внешний вид пресса проект тут же окрестила «Дырой в стене». На ПК установили несколько учебных курсов, браузер и пару игр. Рядом установили камеры для наблюдения за детьми. Никто никому ничего не объяснял, просто поставили, включили и ушли. Кстати, у большинства целевой аудитории это проекта родители неграмотный, да и сами дети особыми знаниями не владеют. И как вы думаете, что произошло дальше? Уже через 8 минут, после того как первые пользователи подошли к стене, они могли уже просматривать интернет страницы (интерфейс системы частично на английском, которого они знают). А через несколько часов вокруг стены стояли уже 15 детей, которые учили друг друга.

Собрав первый раз свою тестовую группу коллега получил основной вывод из увиденного – Мы никогда не видели ТВ, на экране которого что-то можно сделать самостоятельно. А собрав тех же детей через 3 месяца оказалось, что они выучили уже 400 английских слов и постепенно начинают понимать текст учебного материала. Да, через 3-4 недели большинство детей просили мышку получше и процессор посильнее. Но на этом наш коллега не остановился. Он поставил на ПК курс по микробиологии и предложил детям учить его. Естественно, выучить они его не могли. О чем мальчик из целевой группы сообщил девочке, назвав ее при этом глупой в полной уверенности, что последняя ничего не сможет там понять. Девочке стало обидно, она стащила у мамы деньги, позвонила дяде, дядя ребенку объяснил какие-то основы как смог, а дальше она учила сама. И потом стала учить других. А мотиватором было только то, что она совершенно не хотела, чтобы ее обзывали. Из серьезных выводов проекта примечательно то, что при использовании ИКТ для обучения детей, ПК должен стать детской площадкой, а не учебником и рабочей тетрадью, так как в этом случае дети не будут бояться что-то провалить и будут с удовольствием его использовать. Ну и еще, 1 ПК может обучить 200-300 полностью незнакомых с новыми технологиями хотя бы пользоваться браузером.

Интересный доклад сделала министр экономики и инноваций Бельгии. Ее основная мысль – информационные технологии помогают женщинам развиваться и быть мамой и специалистом одновременно. Еще она много говорила про iKids – современные дети, с пеленок погруженные в мир Интернета и сетевых технологий.

Последний доклад был революционным. Экспрессивный американец Andrew Keen рассказал свое видение на то, что сегодня происходит с мудростью и веками накопленными знаниями. Сегодня каждый может стать автором, может писать свое мнение и свои знания. И в этом ценность технологий web 2.0. Но! Разве вся информация в сети сегодня правдивая? Разве вы еще не сталкивались с тем, что прочитанное не только не правда, но может принести вред? А как быть с обучением, когда мы даем задание детям на сбор информации и формировании работы на основе данных сети, и по одному поисковому запросу на одно и тоже слово они получают десятки полярных определений. Как понять, что сегодня в сети верно, а что нет? Wikipedia пишется сотнями тысяч людей, но действительно ли они эксперты? Можно ли им доверять? Зал молчал… Все ушли в задумчивости и все диалоги этого дня так или иначе сводились к тому, как сделать так, что контенту сети можно было доверять…

Длинный пост получился. Но в двух словах описать одно из самых ярких событий мира e-learning не получается. Каждый доклад пленарного натолкнул на новые мысли. Дальше будут посты про секции, выставку и просто новые идеи, которые тут удалось подслушать.

Комментарии

harakiri написал(а)…
Интересно чрезвычайно! Жду продолжения.
А тексты докладов, пусть и на английском, лежат где-то в сети?
Valery L Leontyev написал(а)…
С удовольствием прочитал пост :-). Мне вот что вспомнилось - по окончании прошлой едуки мы все собрались в холле и делились впечатлениями.
Так вот, мы хотели сделать ресурс, на котором бы все опубликовали отчеты по направлениям конференции.
В результате ничего не получилось. Почему? Мне кажется причин несколько: инструмент не тот, мотивация не та и ситуация также была не подходящая. Сейчас никто никого ни о чем не просит, но есть простой инструмент - блог, и есть желание писать :-). Как все оказывается просто.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Текстов доклада в сети нет. Но у меня есть диск. Можно посмотреть на сайте конфренции, что интересно и я скину.

сайт - www.online-educa.com
Elena Tikhomirova написал(а)…
Валер, а мы в этот раз поступали по другому - мы каждый раз после конференции садились в холле отеля и каждый рассказывал все, что слушал, что понравилось, а что нет, что стоит использовать, а что нет. Потом сделали mind map, где записали не только все интересное, но все новые задачи, которые мы хотим сделать. Получилось очень продуктивно.
harakiri написал(а)…
Может тогда mind map как резюме выложить?
harakiri написал(а)…
Preparing for the Future in Higher Education - можно?
alfiy написал(а)…
Все так интересно, оторваться не могу.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Спасибо! Я стараюсь, чтобы было интересно!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела