К основному контенту

Чего-то не хватает…

В FaceBook отметили очередной юбилей – 50 миллионов пользователей. Служба В Контакте хоть и скромно, но отметила, что «нас уже 3 миллиона». Про Одноклассников точных данных не видела, но точно знаю, что там есть все люди, с которыми я когда-то общалась. Мой Круг цветет – все больше инструментов, новые круги, люди, увлечения… Чуть ли не каждый день появляются новые социальные сети, объединяющие людей по самым разным интересам – книги, документы, презентации, ссылки, музыка, видео…. Можно продолжать до бесконечности – совершенно очевидно, что совсем скоро каждый человек будет принадлежать хотя бы к одной социальной сети в Интернет.

Мне такие движения очень симпатичны – я верю, что если кто-то какой-то ресурс оценил положительно, то на него стоит обратить внимание, я верю, что общение через сеть убирает границы возраста, социального положения и должностных иерархий. Но вот что тревожит – что мы, специалисты в области e-learning, сделали не так или не сделали, чтобы добиться такой популярности своих учебных ресурсов, СДО, курсов и прочего-прочего?

Давайте посмотрим правде в глаза – какие только способы мы не придумываем, чтобы наши сотрудники проходили e-learning курсы и делали это не разово, а постоянно, постепенно выполняя свою программу развития компетенций. Мы предлагаем материальное и нематериальное поощрение, грамоты, сертификаты, бонусы и много всего другого. А сколько дискуссий на эту тему на конференциях и семинаров, сколько мы написали и прочитали статьей… Мало у кого получилось пока сделать так, чтобы система работала сама, без постоянных напоминаний, приказов об обязательном обучении. Да, в Европе и Америке периодически можно услышать доклад о таких достижениях, но вот правда ли это на самом деле?

Я попыталась сравнить традиционные социальные сети (СС) и системы дистанционного обучения и выбрала несколько отличий, которые делают первые более привлекательными:

  • Самое главное достоинство СС – возможностью объединяться в группы по интересам. Например, вы выложили презентацию на SlideShare, народ ее смотрит и комментирует. Вот и группа по интересам. Причем все комменты четко привязаны именно к данному материалу. Если так сделать в СДО и дать людям возможность собираться и обсуждать учебные материалы, то будет интересно. Ведь сейчас общение есть только в заранее созданных форумах, да и форумы проходят по заданным темам.
  • В СС у всех отмечены интересы. Переходя в круг или группу по этим интересам, мы можем сразу познакомиться с множеством коллег и единомышленников. Представьте себе организацию, где 10-15 тысяч сотрудников, у каждого указаны интересы и профессиональные компетенции – вы учитесь, возникает вопрос, и вы в любое время ищите более опытного коллегу, пишите ему и получаете ответ.
  • Работа в СС построена вокруг личного профиля участника. Как правило, первая страница большинства сервисов – личная, с фото и информацией о себе. Конечно, для обучения такой подход не самый лучший, но вот чуть-чуть главную страницу СДО можно изменить – слишком уж резкое столкновение с реальностью, когда сразу видно то, что еще не выучил и что еще предстоит учить.
  • СС посвященные материалам и ресурсам позволяют пользователям хранить свои документы, ссылки. Когда мы учимся усердно, то вероятнее всего кроме предоставленного в СДО курса мы будем что-то еще искать, и что-то из прочитанного нам точно понравиться. Может быть стоит в СДО сделать инструменты и места для хранения ссылок и документов, с возможностью сделать их общедоступными или показывать только определенной группе пользователей? Это может, ко всему прочему, поможет увлечь людей самостоятельным обучением, поиском знаний и обменом этими знаниями с коллегами.
  • Ну и конечно обновления. Я не стану говорить в СДО нет информирования об обновлениях. Но я бы сделала такую кнопку рядом с каждым ресурсом, чтобы в почту приходили небольшие сообщения о том, что кто-то мне написал, кто-то что-то обновил, добавил, изменил – но только те сообщения, которые хочет пользователей.

Тогда как многие сейчас заняты тем, чтобы интегрировать обучение в популярные сервисы и ресурсы, мы уже слышим первые звоночки о том, что люди не хотят, чтобы их личное пространство нарушали. Может стоит посмотреть на ситуацию иначе и попробовать учебные ресурсы и системы адаптировать к новым условиям и сделать так, чтобы они сами по себе стали не менее популярными, чем уже имеющиеся социальные сети и сервисы?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...