К основному контенту

Чего-то не хватает…

В FaceBook отметили очередной юбилей – 50 миллионов пользователей. Служба В Контакте хоть и скромно, но отметила, что «нас уже 3 миллиона». Про Одноклассников точных данных не видела, но точно знаю, что там есть все люди, с которыми я когда-то общалась. Мой Круг цветет – все больше инструментов, новые круги, люди, увлечения… Чуть ли не каждый день появляются новые социальные сети, объединяющие людей по самым разным интересам – книги, документы, презентации, ссылки, музыка, видео…. Можно продолжать до бесконечности – совершенно очевидно, что совсем скоро каждый человек будет принадлежать хотя бы к одной социальной сети в Интернет.

Мне такие движения очень симпатичны – я верю, что если кто-то какой-то ресурс оценил положительно, то на него стоит обратить внимание, я верю, что общение через сеть убирает границы возраста, социального положения и должностных иерархий. Но вот что тревожит – что мы, специалисты в области e-learning, сделали не так или не сделали, чтобы добиться такой популярности своих учебных ресурсов, СДО, курсов и прочего-прочего?

Давайте посмотрим правде в глаза – какие только способы мы не придумываем, чтобы наши сотрудники проходили e-learning курсы и делали это не разово, а постоянно, постепенно выполняя свою программу развития компетенций. Мы предлагаем материальное и нематериальное поощрение, грамоты, сертификаты, бонусы и много всего другого. А сколько дискуссий на эту тему на конференциях и семинаров, сколько мы написали и прочитали статьей… Мало у кого получилось пока сделать так, чтобы система работала сама, без постоянных напоминаний, приказов об обязательном обучении. Да, в Европе и Америке периодически можно услышать доклад о таких достижениях, но вот правда ли это на самом деле?

Я попыталась сравнить традиционные социальные сети (СС) и системы дистанционного обучения и выбрала несколько отличий, которые делают первые более привлекательными:

  • Самое главное достоинство СС – возможностью объединяться в группы по интересам. Например, вы выложили презентацию на SlideShare, народ ее смотрит и комментирует. Вот и группа по интересам. Причем все комменты четко привязаны именно к данному материалу. Если так сделать в СДО и дать людям возможность собираться и обсуждать учебные материалы, то будет интересно. Ведь сейчас общение есть только в заранее созданных форумах, да и форумы проходят по заданным темам.
  • В СС у всех отмечены интересы. Переходя в круг или группу по этим интересам, мы можем сразу познакомиться с множеством коллег и единомышленников. Представьте себе организацию, где 10-15 тысяч сотрудников, у каждого указаны интересы и профессиональные компетенции – вы учитесь, возникает вопрос, и вы в любое время ищите более опытного коллегу, пишите ему и получаете ответ.
  • Работа в СС построена вокруг личного профиля участника. Как правило, первая страница большинства сервисов – личная, с фото и информацией о себе. Конечно, для обучения такой подход не самый лучший, но вот чуть-чуть главную страницу СДО можно изменить – слишком уж резкое столкновение с реальностью, когда сразу видно то, что еще не выучил и что еще предстоит учить.
  • СС посвященные материалам и ресурсам позволяют пользователям хранить свои документы, ссылки. Когда мы учимся усердно, то вероятнее всего кроме предоставленного в СДО курса мы будем что-то еще искать, и что-то из прочитанного нам точно понравиться. Может быть стоит в СДО сделать инструменты и места для хранения ссылок и документов, с возможностью сделать их общедоступными или показывать только определенной группе пользователей? Это может, ко всему прочему, поможет увлечь людей самостоятельным обучением, поиском знаний и обменом этими знаниями с коллегами.
  • Ну и конечно обновления. Я не стану говорить в СДО нет информирования об обновлениях. Но я бы сделала такую кнопку рядом с каждым ресурсом, чтобы в почту приходили небольшие сообщения о том, что кто-то мне написал, кто-то что-то обновил, добавил, изменил – но только те сообщения, которые хочет пользователей.

Тогда как многие сейчас заняты тем, чтобы интегрировать обучение в популярные сервисы и ресурсы, мы уже слышим первые звоночки о том, что люди не хотят, чтобы их личное пространство нарушали. Может стоит посмотреть на ситуацию иначе и попробовать учебные ресурсы и системы адаптировать к новым условиям и сделать так, чтобы они сами по себе стали не менее популярными, чем уже имеющиеся социальные сети и сервисы?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела