В FaceBook отметили очередной юбилей – 50 миллионов пользователей. Служба В Контакте хоть и скромно, но отметила, что «нас уже 3 миллиона». Про Одноклассников точных данных не видела, но точно знаю, что там есть все люди, с которыми я когда-то общалась. Мой Круг цветет – все больше инструментов, новые круги, люди, увлечения… Чуть ли не каждый день появляются новые социальные сети, объединяющие людей по самым разным интересам – книги, документы, презентации, ссылки, музыка, видео…. Можно продолжать до бесконечности – совершенно очевидно, что совсем скоро каждый человек будет принадлежать хотя бы к одной социальной сети в Интернет.
Мне такие движения очень симпатичны – я верю, что если кто-то какой-то ресурс оценил положительно, то на него стоит обратить внимание, я верю, что общение через сеть убирает границы возраста, социального положения и должностных иерархий. Но вот что тревожит – что мы, специалисты в области e-learning, сделали не так или не сделали, чтобы добиться такой популярности своих учебных ресурсов, СДО, курсов и прочего-прочего?
Давайте посмотрим правде в глаза – какие только способы мы не придумываем, чтобы наши сотрудники проходили e-learning курсы и делали это не разово, а постоянно, постепенно выполняя свою программу развития компетенций. Мы предлагаем материальное и нематериальное поощрение, грамоты, сертификаты, бонусы и много всего другого. А сколько дискуссий на эту тему на конференциях и семинаров, сколько мы написали и прочитали статьей… Мало у кого получилось пока сделать так, чтобы система работала сама, без постоянных напоминаний, приказов об обязательном обучении. Да, в Европе и Америке периодически можно услышать доклад о таких достижениях, но вот правда ли это на самом деле?
Я попыталась сравнить традиционные социальные сети (СС) и системы дистанционного обучения и выбрала несколько отличий, которые делают первые более привлекательными:
- Самое главное достоинство СС – возможностью объединяться в группы по интересам. Например, вы выложили презентацию на SlideShare, народ ее смотрит и комментирует. Вот и группа по интересам. Причем все комменты четко привязаны именно к данному материалу. Если так сделать в СДО и дать людям возможность собираться и обсуждать учебные материалы, то будет интересно. Ведь сейчас общение есть только в заранее созданных форумах, да и форумы проходят по заданным темам.
- В СС у всех отмечены интересы. Переходя в круг или группу по этим интересам, мы можем сразу познакомиться с множеством коллег и единомышленников. Представьте себе организацию, где 10-15 тысяч сотрудников, у каждого указаны интересы и профессиональные компетенции – вы учитесь, возникает вопрос, и вы в любое время ищите более опытного коллегу, пишите ему и получаете ответ.
- Работа в СС построена вокруг личного профиля участника. Как правило, первая страница большинства сервисов – личная, с фото и информацией о себе. Конечно, для обучения такой подход не самый лучший, но вот чуть-чуть главную страницу СДО можно изменить – слишком уж резкое столкновение с реальностью, когда сразу видно то, что еще не выучил и что еще предстоит учить.
- СС посвященные материалам и ресурсам позволяют пользователям хранить свои документы, ссылки. Когда мы учимся усердно, то вероятнее всего кроме предоставленного в СДО курса мы будем что-то еще искать, и что-то из прочитанного нам точно понравиться. Может быть стоит в СДО сделать инструменты и места для хранения ссылок и документов, с возможностью сделать их общедоступными или показывать только определенной группе пользователей? Это может, ко всему прочему, поможет увлечь людей самостоятельным обучением, поиском знаний и обменом этими знаниями с коллегами.
- Ну и конечно обновления. Я не стану говорить в СДО нет информирования об обновлениях. Но я бы сделала такую кнопку рядом с каждым ресурсом, чтобы в почту приходили небольшие сообщения о том, что кто-то мне написал, кто-то что-то обновил, добавил, изменил – но только те сообщения, которые хочет пользователей.
Тогда как многие сейчас заняты тем, чтобы интегрировать обучение в популярные сервисы и ресурсы, мы уже слышим первые звоночки о том, что люди не хотят, чтобы их личное пространство нарушали. Может стоит посмотреть на ситуацию иначе и попробовать учебные ресурсы и системы адаптировать к новым условиям и сделать так, чтобы они сами по себе стали не менее популярными, чем уже имеющиеся социальные сети и сервисы?
Комментарии