К основному контенту

e-learning своими руками

Очень часто в компании или в учебном заведении возникает потребность быстро разработать какой-то небольшой новый курс, например, по использованию новой методики или процесса. Если у вас нет разработчика на постоянном контракте, который сможет начать разработку сразу после предоставления материала, то работа с подрядчиком съест много драгоценного времени – заключение договора, составлении ТЗ и т.д. И вы принимаете решение создать курс самостоятельно. В этот момент самое главное – точно понять, что такое создание курса, а также не сделать себе поблажку и сказать: «Самостоятельно разработанный курс может быть не таким красивым, как профессиональная разработка». Спешу вас заверить, что используя самые простые инструменты и помня о некоторых базовых принципах, у вас точно получится сделать курс очень симпатичным и привлекательным.

Я уже писала раньше о интересном новом блоге Rapid e-learning, который полностью посвящен способам быстрой разработки e-learning курсов. Используя советы автора блога и свой опыт ниже я постаралась сформировать основные этапы разработки курса самостоятельно.
1. Подберите инструмент, который вы будет использовать для разработки. Это может быть один из бесплатных инструменты (перечень некоторых их них есть в посте …. (поставить ссылку)). Кстати, для разработки курса можно использовать и MS PowerPoint, который поможет аккуратно расположить все материалы на экране, хорошо работает с графикой. Потом из PowerPoint можно конвертировать слайды во flash курс, используя, к примеру, такой продукт, как TurboDemo.
2. Определите материал, который войдет в курс. Как правило, для разработки мы берем текстовый материал, поэтому часто его приходится перерабатывать (хотя бы немного):
  • Все перечисления стоит представить в виде списков (нумерованных или маркированных);
  • Все, что можно представить схемой (например, иерархии или последовательности) или таблицей (сравнения, явления и их свойства), лучше представить графически;
  • Оставшийся после выделения списков, таблиц и схем текст стоит разделить на части по 500-700 знаков. Большему количеству знаков на одном экране становится тесно, а пользователю становится трудно читать.

3. Если у вас получилось больше 20 сладов, то стоит разделить их на части, по 10-15 штук в каждой.
4. Для каждой части, а также для всего курса в целом, сформулируйте краткую цель, перечень задач и ожидаемый результат обучения. Это поможет вашему слушателю помнить о том, что требуется от него в ходе изучения курса, и поддержит интерес.
5. Стоит также предусмотреть небольшие тесты (2-5 вопросов) после каждой части курса и тест по больше после всего курса в целом. Его не обязательно делать прямо в курсе, можно сделать ссылку на вашу СДО, в которой будут размещены тесты.
6. Теперь приступим к оформлению курса:

  • Шрифты в курсе должны быть четкими, лучше всего без засечек. Он должен хорошо на том фоне, который вы выбрали для курса. На мой взгляд, чтобы гарантированно не ошибиться, лучше использовать белый фон и темные шрифты. Смотрится просто и стильно.
  • При работе с графикой обратитесь к интересным инструкциям на блоге Rapid e-learning:
    - Как правильно работать с размером картинок: автор считает, что вместо использования целого изображения, лучше его обрезать и использовать его части. Очень красиво получается, если для фотографий использовать небольшую тень (кстати, эта функция очень хорошо и просто реализована в последней версии PowerPoint). Глубину изображения слайда можно легко достичь, если поменять перспективу (угол поворота) рисунка.
    - Создание единого стиля графики для всего курса. По собственному опыту знаю, как сложно бывает создать презентацию или небольшой курс, таким образом, чтобы все картинки и рисунки были одинаковыми. Когда над курсом работают профессиональные разработчики, то среди них обязательно есть художники, в чьи обязанности входит создание графических элементов курса в едином стиле. Но когда курс делается быстро и своими руками, таких возможностей у нас, скорее всего, нет. Автор блога советует использовать коллекции ClipArt на сайте Microsoft Office. Как оказалось (я лично проверила и зашла на сайт, прежде чем писать этот пост), у большинства картинок в свойствах есть номер коллекции, который позволит вам перейти ко всем картинкам в таком же стиле. Коллекции есть очень большие, поэтому их можно запросто скачать, установить в коллекцию картинок на вашем компьютере и использовать при подготовке курсов. Автор приводит очень много примеров того, как можно делать комбинации из разных картинок. Наиболее симпатичные автору коллекции – 1382, 1541, 1280, 1368, 1366. Да, что самое интересное все работы автора блога выполнены в PowePoint! Для чего есть отдельная инструкция.

Вот небольшой пример того, как можно самому очень быстро поменять вид картинки в PowerPoint.
7. Теперь нужно внимательно прочитать и просмотреть все созданные слайды, удостовериться, что ошибки к нам не закрались, а цвета и картинки смотрятся спокойно и привлекательно.

Курс готов! Теперь его можно выложить в вашу СДО или просто в общие папки и проинформировать слушателей о том, что они могут пройти обучение. Только не стоит забывать, что e-learning – это не просто чтение слайдов через Интернет. E-learning это общение и совместная работа.

Комментарии

Andrey написал(а)…
по поводу перевода презентаций в формат флэш:
есть русский продукт FlashSpring - http://flashspring.ru

его советует, например, проект letopisi.ru
Elena Tikhomirova написал(а)…
Большое спасибо!

Не слышала про этот продукт. Обязательно попробую!
Анонимный написал(а)…
FlashSpring кстати корректно сохраняет анимацию..., для моей работы это очнь важно. Причем flash-формат позволяет сделать контент вссего курса недоступным для копирования.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела