19.09.2007

e-learning своими руками

Очень часто в компании или в учебном заведении возникает потребность быстро разработать какой-то небольшой новый курс, например, по использованию новой методики или процесса. Если у вас нет разработчика на постоянном контракте, который сможет начать разработку сразу после предоставления материала, то работа с подрядчиком съест много драгоценного времени – заключение договора, составлении ТЗ и т.д. И вы принимаете решение создать курс самостоятельно. В этот момент самое главное – точно понять, что такое создание курса, а также не сделать себе поблажку и сказать: «Самостоятельно разработанный курс может быть не таким красивым, как профессиональная разработка». Спешу вас заверить, что используя самые простые инструменты и помня о некоторых базовых принципах, у вас точно получится сделать курс очень симпатичным и привлекательным.

Я уже писала раньше о интересном новом блоге Rapid e-learning, который полностью посвящен способам быстрой разработки e-learning курсов. Используя советы автора блога и свой опыт ниже я постаралась сформировать основные этапы разработки курса самостоятельно.
1. Подберите инструмент, который вы будет использовать для разработки. Это может быть один из бесплатных инструменты (перечень некоторых их них есть в посте …. (поставить ссылку)). Кстати, для разработки курса можно использовать и MS PowerPoint, который поможет аккуратно расположить все материалы на экране, хорошо работает с графикой. Потом из PowerPoint можно конвертировать слайды во flash курс, используя, к примеру, такой продукт, как TurboDemo.
2. Определите материал, который войдет в курс. Как правило, для разработки мы берем текстовый материал, поэтому часто его приходится перерабатывать (хотя бы немного):
  • Все перечисления стоит представить в виде списков (нумерованных или маркированных);
  • Все, что можно представить схемой (например, иерархии или последовательности) или таблицей (сравнения, явления и их свойства), лучше представить графически;
  • Оставшийся после выделения списков, таблиц и схем текст стоит разделить на части по 500-700 знаков. Большему количеству знаков на одном экране становится тесно, а пользователю становится трудно читать.

3. Если у вас получилось больше 20 сладов, то стоит разделить их на части, по 10-15 штук в каждой.
4. Для каждой части, а также для всего курса в целом, сформулируйте краткую цель, перечень задач и ожидаемый результат обучения. Это поможет вашему слушателю помнить о том, что требуется от него в ходе изучения курса, и поддержит интерес.
5. Стоит также предусмотреть небольшие тесты (2-5 вопросов) после каждой части курса и тест по больше после всего курса в целом. Его не обязательно делать прямо в курсе, можно сделать ссылку на вашу СДО, в которой будут размещены тесты.
6. Теперь приступим к оформлению курса:

  • Шрифты в курсе должны быть четкими, лучше всего без засечек. Он должен хорошо на том фоне, который вы выбрали для курса. На мой взгляд, чтобы гарантированно не ошибиться, лучше использовать белый фон и темные шрифты. Смотрится просто и стильно.
  • При работе с графикой обратитесь к интересным инструкциям на блоге Rapid e-learning:
    - Как правильно работать с размером картинок: автор считает, что вместо использования целого изображения, лучше его обрезать и использовать его части. Очень красиво получается, если для фотографий использовать небольшую тень (кстати, эта функция очень хорошо и просто реализована в последней версии PowerPoint). Глубину изображения слайда можно легко достичь, если поменять перспективу (угол поворота) рисунка.
    - Создание единого стиля графики для всего курса. По собственному опыту знаю, как сложно бывает создать презентацию или небольшой курс, таким образом, чтобы все картинки и рисунки были одинаковыми. Когда над курсом работают профессиональные разработчики, то среди них обязательно есть художники, в чьи обязанности входит создание графических элементов курса в едином стиле. Но когда курс делается быстро и своими руками, таких возможностей у нас, скорее всего, нет. Автор блога советует использовать коллекции ClipArt на сайте Microsoft Office. Как оказалось (я лично проверила и зашла на сайт, прежде чем писать этот пост), у большинства картинок в свойствах есть номер коллекции, который позволит вам перейти ко всем картинкам в таком же стиле. Коллекции есть очень большие, поэтому их можно запросто скачать, установить в коллекцию картинок на вашем компьютере и использовать при подготовке курсов. Автор приводит очень много примеров того, как можно делать комбинации из разных картинок. Наиболее симпатичные автору коллекции – 1382, 1541, 1280, 1368, 1366. Да, что самое интересное все работы автора блога выполнены в PowePoint! Для чего есть отдельная инструкция.

Вот небольшой пример того, как можно самому очень быстро поменять вид картинки в PowerPoint.
7. Теперь нужно внимательно прочитать и просмотреть все созданные слайды, удостовериться, что ошибки к нам не закрались, а цвета и картинки смотрятся спокойно и привлекательно.

Курс готов! Теперь его можно выложить в вашу СДО или просто в общие папки и проинформировать слушателей о том, что они могут пройти обучение. Только не стоит забывать, что e-learning – это не просто чтение слайдов через Интернет. E-learning это общение и совместная работа.

3 коммент.:

Freiman комментирует...

по поводу перевода презентаций в формат флэш:
есть русский продукт FlashSpring - http://flashspring.ru

его советует, например, проект letopisi.ru

Елена комментирует...

Большое спасибо!

Не слышала про этот продукт. Обязательно попробую!

Proff комментирует...

FlashSpring кстати корректно сохраняет анимацию..., для моей работы это очнь важно. Причем flash-формат позволяет сделать контент вссего курса недоступным для копирования.