К основному контенту

Чего хотят слушатели?


В прошлом месяце рассказали о результатах исследования предпочтений слушателей. Долгая с ним вышла история: готовились с eLearning Elements 2020, она не случилась и только недавно собрались все рассказать и показать. 


Исследование мы решили провести, чтобы получить ответ на один единственный вопрос: "Правильно ли мы понимаем, чего именно хотят слушатели в e-learning?". Я же по ходу дела очень хотела понять, правда ли есть отличия в предпочтениях между молодыми и более опытными, хотят ли больше геймификации в курсах те, кто активно играет за пределами рабочего пространства. 


Что мы получили? 

- Возраст на предпочтения не влияет. Молодые не хотят микрообучения или игр или героев. Они не хотят ничего такого особенного.

- Играют многие, то это никак не влияет на то, что они хотят в обучении.

- Люди хотят практичное, простое обучение, в котором много примеров, кейсов и разборов опыта.

- Формат действительно имеет значение - для каждого типа знаний нужно что-то свое.


Почти никто не просит внедрить сюжет и героев в каждый курс. И хотя уникальная история кажется привлекательной, в процессе обучения нужны примеры, практика и кейсы. Нужен разбор выполненных заданий. Нужны памятки и что-то, что можно взять с собой. 

Большинство говорит о том, что повторно курс не проходят, а, значит, почти все, что мы делаем, в некотором смысле одноразовое. Примерно половина уверена, что нужно больше свободы и возможности выбирать, что и когда учить. А также нужен самостоятельный выбор источника обучения при заранее определенной в компании теме. Вот, вы мне говорите, что мне нужно деловые коммуникации развивать, а я самостоятельно пойду и найду тот курс, который мне подойдет. А в компании только тест сдам и подтвержу, что материал пройден. 

Про игры и обучение - это еще одно подтверждение того, что не все переносы между областями имеют право жизнь. Человек, который любит играть на компьютере и телефоне, совершенно не обязательно хочет и обучение в такой же форме проходить. Может быть, ровно наоборот, он не хочет этого в обучении, хочет отдохнуть и не смешивать. У него вообще может быть переноса и он может не сравнивать одно с другим. Так же как и человек, который любит читать, вовсе не обязательно любит учиться. Как минимум потому, что читать можно разное и для самых разных целей. И это может быть вовсе не связано с получением новых знаний. Нам нужно быть осторожнее с выводами, параллелями и сравнениями. Учиться в других отраслях важно, переносить и искать связи - может быть опасно. 

Но, наверное, самый существенный вывод пришел не из конкретных цифр и высказанных предпочтений. Это результат общего анализа всех результатов вместе. Существует большой разрыв между теми, кто учится и теми, кто заказывает создание курсов. Никогда раньше призыв педдизайнерам "Не создавайте себе стереотип" не казался настолько значимым. Тем, кто заказывает разработку курсов, внутри и, особенно, снаружи компании, уверены, что они знают, что на самом деле нужно сотрудникам. У них есть какой-то такой стереотип, который требует яркости, громкости, насыщенности событиями. В этой картине слушателей никак нельзя заставить учиться, если их не развлекать. Если придумать баллы и бейджи, сложную историю и необычных героев. 

Слушателям же нужна практика. Для них это и любой другой курс - не событие. Это рутина (и мы все вместе именного это и добиваемся - рутинного, регулярного обучения). Это информация, которую нужно взять и начать использовать. Им нужна практика, примеры и разборы. Как можно ближе к тому, что они делают, как можно проще и понятнее. У них очень мало времени. Им, слушателям, нужно прийти и взять то, что требуется. Быстро и эффективно. У них нет времени на трансфер - на перенос того, что было в космическом курсе, в некосмическую реальность. Нужны памятки, чек-листы и пошаговые инструкции.

Это очень легко объясняется - чем проще, тем меньше стресс. Когда все разложено по шагам и полочкам, когда все близко к тому, что человек делает сегодня, оно выглядит намного понятнее. Меньше уровень неопределенности, потому что меньше внутренних вопросов "И что мне теперь с этим делать". 

Давайте честно, когда у вас сломался холодильник, а на улице +25, вы вряд ли захотите смотреть на портале для клиентов производителя холодильников курс с длинной историей про двух героев, которые в размеренном диалоге обсуждают холодильники. И только в середине курса доходят до того, какие бывают поломки. В этом месте, по закону жанра, должен появиться некто волшебный третий, который и расскажет, что делать, если чудо-агрегат перестал морозить. Ну а перейти к этому месту сразу точно нельзя, потому что сначала нужно хорошо погрузиться в тему. Нам не понравится даже статья в базе знаний, которая положена не на первый, а на второй уровень этого ресурса. Потому что нужно здесь и сейчас. А чем отличается наш слушатель? 

Тут хороший вопрос возникает - откуда тогда берутся такие курсы? Зачем их делают? Потому что есть задача обучить, а есть задача реализовать интересный для инициатора проект. Простые курсы делать скучно. Их нельзя красиво представить и презентовать всей компании. Они не "Wow!", и никто не будет восхищаться результатами. И эти курсы, со всеми неожиданными поворотами и порой странными сюжетами, чаще всего нужны только тем, кто их создает. 

Есть огромная пропасть между теми, кто делает, и теми, кто изучает. Может быть, она из-за страха, что по сути и по делу никто не захочет учиться. Или из-за неуверенности в том, что знания, которые мы предлагаем, могут быть действительно значимыми. Или мы сами себе придумали стереотип сотрудника, который постоянно хочет развлечений. А может, из-за попытки взять на себя слишком много ответственности, как будто мы и правда можем кого-то научить... 

Смотря же правде в глаза, нужно сказать, что мы никого научить не можем. И тем более не можем заставить учиться. Мы можем создать среду, условия, сделать процесс максимально комфортным, но ответственность все равно будет на другой стороне. А потому можно прислушаться к тому, что нужно людям, делать просто, по делу, быстрее и дешевле. Разницу же тратить на формирование ответственности за собственные знания. 

Если вы не видели отчет и вебинар по исследованию “Чего хотят слушатели”, то все есть у нас на сайте: 

- Это документ с отчетом 

- А это запись вебинара 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около