Мы вот все время говорим про мотивацию: как убедить учиться? Что в курсы включать? Какими курсы делать? Что нужно в самом начале написать или не написать, чтобы мотивация проснулась? Как смысл показать? Мы эту несчастную мотивацию где только не ищем. Иногда даже путаем с любопытством. Иногда нам кажется, что яркое будет работать лучше.
Но вот вопрос - а можно ли учиться всегда? Точнее так: можно ли постоянно хотеть учиться и иметь для этого возможности? Вы сами всегда можете? Я - нет. Я очень люблю читать, по делу и умное. Но читать могу не всегда. Иногда бывают такие недели, что приходится в себя впихивать по странице в день (или напоминать, что иногда и не читать - тоже нормально). А через пару недель будет время, когда на книгу нужно будет только 2-3 дня. Большинство людей не может учиться в любой момент времени и любой теме.
Одна из причин этому - высокая интенсивоность нагрузки при обучении. Это очень трудный вид деятельности для мозга. Особенно, если это не обновление уже имеющихся знаний, которые ложатся на полочки. которые уже есть, просто нужно старое убрать или подвинуть. А когда это новое, для чего у нас нет ни полки, ни схемы, ничего нет. В этот момент на обучение нам нужно очень много энергии. И далеко не всегда она, энергия, у нас в этот момент есть. Мы можем быть уставшими, у нас есть быт и заботы. Мы можем переживать и нервничать. У нас может быть очень нестабильная среда в данный момент времени. Все это может и будет мешать обучению. И вообще - иногда у нас просто нет сил.
В корпоративном обучении предполагается, что человек будет готов учиться здесь и сейчас. Максимум есть пара недель, чтобы пройти курс. Просто в почту прилетает уведомление и нужно стартовать. Сотрудники при этом могут быть в любом состоянии, каждый в своем. Они могут быть не готовы к обучению когнитивно, эмоционально или физически. Они могут не быть готовыми к изучению именно этой темы (скажем, постигать идею эмоционального интеллекта просто так непросто, а если не идет?). Тут я совершенно не предлагаю компаниям идею подстроится под каждого и учитывать личные обстоятельства всех слушателей. Задачи у нас 2:
- Помнить, что слушатели могут быть не в самом лучшем состоянии на момент назначения обучения. У них на это 1000 и 1 законная причина и мы ничего не можем изменить. Не хотеть учиться в данный момент - это нормально.
- Исходя из предыдущего пункта делать так, чтобы сотрудник все равно мог обучиться, даже если в моменте он был к этому не готов.
Это все становится особенно важно, когда вокруг есть серьезная турбулентность. Вот как сейчас - пандемия, очень много неизвестных, спад экономики и еще много других моментов, которые могут беспокоить сотрудников. Когда голова человека занята тем, как не принести домой вирус и не заразить живущую в одной квартире бабушку 80-ти лет, ему может управление временем быть не очень актуально.
И как быть?
Первый вопрос, на которой нужно ответить - Нам точно нужно обучение? На самом деле, на этот вопрос все время нужно отвечать, перед каждым стартом проекта. И не потому, что обучение - это плохо. А потому, что кроме обучения есть другие инструменты, которые могут сработать лучше. Зачастую качественная база знаний и умение ей пользоваться будут намного лучше и долгосрочнее, чем курсы или тренинги. И вместе полного обучения нужно только ответы на важные вопросы, работа над ошибками и консультирование.
Если же вы все-таки ответили на этот вопрос утвердительно, то нужно посмотреть на несколько аспектов обучения людей в стрессе и тех, кто в данные момент учиться не готов.
- Чем больше потенциального внешнего стресса, тем более приземленное должно быть обучение. Только то, что нужно сейчас. С внутренним стрессом компании - аналогично. Если вы предполагаете, что может быть общее напряжение - нужно очень избирательно подходить к обучению и давать только то, без чего нельзя жить.
Тут сразу хочется вступить в дискуссию: стресс есть постоянно и учить сотрудников тоже нужно постоянно. Как быть? Нельзя же ждать все время, потому что правильный момент может не наступить. Все верно, момент нужно искать.
- Пробовать располагать обучение там, где в нем будет потребность. Не учить заполнять годовой отчет в марте, а поставить ссылку на обучение в бланк отчета. И когда в декабре прийдет время - человек сам его возьмет. Состояние у этого человека может быть любое, но если будет потребность - обучение произойдет.
- Проводить обучение по графику, который будет предсказуем и понятен заранее. Это дает людям возможность настроить себя заранее и испытывать меньше стресса в момент, когда вдруг пришло приглашение на обучение.
- Еще один способ работы с теми, кто не хочет учиться - подготовка учебных материалов таким образом, чтобы вне зависимости от состояния человек мог максимально эффективно ими пользоваться.
Тут можно и нужно подойти сразу с нескольких сторон:
- Материалы стараться делать только по делу, чтобы можно быстро взять нужное. Все дополнительное и все рассуждения лучше всего убрать так, чтобы не мешали и чтобы сквозь это не нужно было пробираться, чтобы узнать основное.
- Нужны памятки, шаблоны и чек-листы, которые могут быть проводниками для человека в нестабильном состоянии. Делай раз, делай два. Не сильно творчески, зато - сделано. Пусть даже не выучат, но зато будут каждый раз идти правильными шагами. И в итоге - привыкнут делать так, как нужно.
Тут еще стоит поговорить про working experience design. Как человек работает? В какие моменты у него возникают трудности и вопросы? Как вообще устроен рабочий процесс? С ответами на эти вопросы становится понятно, где и как мы можем поддерживать сотрудников с помощью информации и обучения. По сути, нам нужно перейти от задачи доставки людей к обучению (мотивировать, продвигать и рекламировать) к задаче доставки обучения к людям (когда человек просто делает свою работу, а полезные материалы встречаются ему на пути).
- Все можно взять с собой. Можно скачать, сохранить и распечатать. И сделать так, что оно будет с тобой рядом в тот момент, когда тебе это нужно. Тогда в моменте, не важно какое у человека состояние, у него есть одна очень простая задача - сохранить и запомнить куда (ладно, вторая не такая простая). А потом в нужный момент достать.
Особенно требуют возможностей сохранения:
- Материалы, который трудно запомнить: таблицы, цифры, формулы, сложны определения и процессы;
- То, что на самом деле не нужно запоминать, потому что это редко используется или дано справочно. Но может пригодиться в какой-то момент времени. Такой материал можно просто прокомментировать и сразу убрать в дополнительные источники, не предлагая запоминать и как-то с ним взаимодействовать.
И в целом, отдать нужно все, что можно отдать. Слушателям это поможет, особенно, когда в моменте нужно будет быстро посмотреть ответ в каком-то надежном источнике.
В сегодняшних условиях, когда люди перегружены и времени остается очень мало, нам нужно тщательно следить за когнитивной нагрузкой. Сам по себе факт постоянной загруженности - это отдельный разговор, потому что чаще связан с умением планировать и расставлять приоритеты, чем с реальной загрузкой. Но факт остается фактом. А потому, если мы даем слушателям что-то, что сильно увеличивает когнитивную нагрузку, то чем эта нагрузка выше, тем сильнее мы рискуем что-то потерять. Мы никогда не знаем, что именно "вылетит", когда нагрузка будет запредельной. Будет ли человек фокусироваться только на главном или же не сможет это главное выделить, а потом запомнит то, что запоминать не обязательно? Или же вообще все обучение пройдет мимо, потому что из-за высокой нагрузки мозг ничего не взял?
И так как мы не можем следить за нагрузкой вне обучения, мы должны обращать внимание на то, что создаем сами. Меньше слов, меньше деталей, меньше графики, если у нее нет учебной цели. Меньше дизайна в целом, потому что фон и формы и линии - все это отнимает силы у мозга. Только по делу, минимум деталей.
Но самое главное, мы все время должны помнить, что никто не может хотеть учиться в любой момент времени, всегда. Это можно назвать текущим стрессом, можно общей занятостью, а можно - нормой. Потому что человек не робот и не может быть готов к такой непростой задаче в любой момент времени. И мы не должны ожидать ото всех наших слушателей, что каждое сообщение "Вам назначен электронный курс" они будут воспринимать с радостью и ликованием.
Комментарии