Давайте говорить прямо - к этому все идет. Скорее всего этой осенью дети снова будут учиться у компьютеров. И произойти это может достаточно скоро. Весной мы были не готовы. Все произошло так быстро, что я лично ничего не поняла. И далеко не сразу смогла сообразить, чем я могу помочь своему ребенку и детям рядом. Потому что никогда не думала, что в 9 лет ребенок будет учиться онлайн и это будет его основной формат обучения. Сейчас у нас есть немного опыта и может быть немного времени. Нужно подготовиться.
Для начала несколько установок.
- Школьные учителя никогда не подписывались под онлайн обучением. Они не должны уметь учить онлайн. Потому что они учились работать в аудитории. Они вполне могут быть против онлайн обучения. И точно могут не иметь достаточно уверенного навыка для этого. И времени на развитие в этом направлении у них не было. Максимум лето, но этого мало. Научиться работать онлайн так, чтобы никто не уставал и все шло гладко - это длительный процесс и годы практики. Потому бесполезно требовать того, чего они сделать не могут. Они этому не учились, они что-то знают, но обучение онлайн от очного сильного отличается.
- Для нормального онлайн обучения нужен не только навык педагога, но и экосистема. Она где-то есть, но чаще - ее нет. И построить ее за 6 месяцев нельзя. Все что делали раньше, делали как дополнение к очной системе. Ее никогда не создавали как полноценный резервный вариант. Потому многих инструментов просто нет, какие-то плохо работают, какими-то никто не может пользоваться.
Можно ругаться, можно спорить, но поменять все это быстро нельзя. А учиться нужно.
И самое главное - дети могут прекрасно играть на телефоне, смотреть видео в YouTube и делать еще много разного безобразия в Интернете, но это не значит, что они могут учиться онлайн. Электронное обучение - это сложно даже для взрослого человека. Тут нужно и внимание держать, и уметь себя организовать, и уметь вовремя переключиться, но при этом не потеряться. Не все опытные онлайн слушатели за 40 это умеют. До 9-10 класса онлайн обучение для ребенка процесс практически противоестественный, особенно 1-5 класс. Потом тоже не очень хорошо, но уже выносливость больше. Потому детям нужно помогать.
Помощь родителей нужна не в выполнении заданий (хотя и это тоже иногда можно, чтобы лишний час перед экраном убрать). Основное - организовать обучение и научить делать так, чтобы оно все-таки было обучением, а не страшным испытанием.
- Рутина и режим дня. Все должно быть как в школе. Утром вместо дороги в школу - зарядка или прогулка. После занятий - аналогично. Отдых, потом уроки (если есть). Потом снова отдых и он должен быть без экранов и гаджетов. Книги, поделки, журналы с заданиями (сейчас очень много вариантов, на любой вкус и бюджет). Все что угодно, только без экрана. Заодно могут и новые интересы появится.
- на каждый день нужен план, со всеми делами и задачами. Даже с поделками, прогулками и играми. И ставить галочки, что сделано, а что нет. Это и смысла добавляет и удерживает внимание и ритм.
- Сокращение количества отвлечений. Отвлечений может быть 2 группы: вне компьютера и внутри него.
- Телефон нужно убрать (к родителям). Или все на нем выключить до тех пор, пока нет особой необходимости.
- Место для обучения выбрать максимально тихое. Отдельная комната - это шикарно, но не всегда доступно. Но всеми способами нужно пробовать сделать так, чтобы из вне приходило как можно меньше шумов и отвлечений.
- На компьютере заблокировать или по времени ограничить все, кроме программы для обучения (видео-конференция, портал или что-то еще, что используют). Остальное жестко убирать. Иначе YouTube заберет все внимание, которого и так немного.
- Перерывы. Как бы ни была устроена программа в школе, лучше отдохнуть и немного пропустить, чем устать и пропустить все. Иногда можно всеми родителями класса договориться с учителем / учителями, чтобы расписание поменяли. До 5-6 класса по 45 минут за ПК - много, очень много. 20 минут максимум, потом нужен перерыв. Вот тут нужен гаджет - поставить таймер на каждые 20 минут и делать хоть какие-то физические упражнения, смотреть в окно, гладить кота. Пропустить 5 минут не страшно, страшно не понять ничего за целый день.
- Физическая нагрузка. Мы недооцениваем, сколько дети двигаются, пока идут в школу, бегают на перемене и на прогулке. Сидя дома они замирают. Для мозга это дело очень опасное. Он не разгружается, ему не хватает кислорода, когнитивная способность резко падает. Повышается утомляемость. А дальше вы все сами знаете: слезы, крики, обиды и весь остальной ассортимент. И плохой сон в придачу. Без сна совсем плохо. Потому нужно двигаться. И нам с вами, работающим на удаленке, тоже. Потому можно даже попробовать шевелиться вместе. Пока гулять можно - гулять. Как можно больше. Если снова будем дома - зарядка, танцы, прогулки по квартире. Взрослый может и справится сидя на стуле (тяжелее только станет), ребенок - нет.
- Сон. Вовремя и достаточно. Да, вставить сильно рано не нужно. Ехать в школу тоже. Но это не повод, что-то менять. Спать нужно лечь вовремя, встать тоже. Слетит режим дня, обучение будет идти еще сложнее. Биоритмы помогать перестанут.
- Общение детям важнее, чем взрослым. По крайней мере мы себе может объяснить, почему его стало мало, а они - нет. Для детей общение - это способ познания мира, это их собственный мир. Как только его нет, им очень трудно. А потому коммуникации с друзьями - это единственное, ради чего стоит добавить немного экранного времени в течении дня. Снова по графику и расписанию, не сильно много и лучше - не в чате. Пусть видят друг друга, лица очень много значат. Тут можно организовать группу с несколькими родителями заодно (это еще может дать немного времени на дела взрослых). Кто-то очень удачно делал дежурство и развлекал детей по очереди. Можно рисовать вместе, можно просто говорить, главное - общаться.
- Иногда вам может потребоваться тьютор или кто-то, кто поможет. Онлайн обучение очень сильно изолировано, предполагается, что слушатель все делает сам. Родителям при этом нужно работать. Может быть достаточно пары часов в неделю, когда кто-то поможет и пояснит школьнику то, что он не понимает или что ему трудно дается. Тогда в семье будет больше мира и спокойствия, и это тоже очень важно для обучения (которое не происходит в стрессе). И ребенок будет себя чувствовать намного увереннее.
Теперь несколько мелких практических советов, которые могут помочь всем участникам процесса:
- Проверяйте заранее, что нужно для занятий. Не ждите, что им скажут или вам скажут. Процесс для всех новый, многое теряется по дороге. Рюкзак лучше собирать вечером. Иначе потом придется уже в процессе занятий ставить программы, искать альбомы или проверять соединение. И вам спокойнее и школьнику. Тут снова стоит напомнить себе, что играть они на ПК умеют, а вот работать за ним - часто нет.
- Проверяйте, что все сделано. Сначала нужно понять, что именно нужно сделать, потом - что оно завершено. Задача не в том, чтобы уроки вместе делать, а том, чтобы не копить хвосты. Иначе дальше картина такая: тут не доделал, на занятии отвлекся и потом вы уже не знаете откуда начинать. Привычного контроля учителя меньше. В классе они по глазам понимают, что что-то не так. А тут никак, даже если эти глаза видно.
- Помогайте в коммуникациях со школой. Часто это может быть проблемой опять же потому, что это мы умеем и привыкли письма письма, файлы прикладывать, а они пока еще нет.
- Помогите организовать пространство для обучения на компьютере. Папки для заданий с правильными названиями, имена файлов. Подборки закладок со всеми ресурсами для обучения в браузере. Фильтры или теги в почтовом ящике. Раньше всегда просили навести порядок на столе, сейчас порядок нужно навести на компьютере. Это очень помогает и добавляет спокойствия.
В текущих условиях не стоит требовать особенных академических успехов. И вообще ничего не стоит требовать. Нужно пройти аттестацию и этого достаточно. Потому что сегодняшняя тройка - это не та тройка, которая была раньше. Потому что то обучение, которое есть сегодня (точнее еще будет), оно не такое, как было. Учителя не умеют, ученики не умеют, да и родители тоже под таким не подписывались. Как оно будет дальше мы тоже не знаем, но или мы все научимся и тогда можно будет планку поднимать или все вернется на свои места и тогда мы снова сможем ждать тех результатов, которых ждали раньше. В конце прошлого года я у своего второклассника сама проверила уровень знаний, без тестов и контрольных, по книжкам с тестами ФГОС. Увидела, что все нормально и больше не думала, как он контрольные будет писать и какие там оценки. Не отстает и ладно.
Наверное, мы никогда раньше не имели возможности так близко погрузиться в учебу наших детей. Хорошо это или плохо - не известно. Но сейчас у нас есть возможность сделать что-то значимое - сформировать установки, менталитет, роста и развития. Самое время чаще повторять, что ошибка сейчас - это даже хорошо. Что все обязательно получиться. Ценить усилия и вовлечение, а не результат. Потому что для 1-3 класса отсидеть 4 часа у экрана - это уже большое достижение. Мы сейчас можем сами говорить правильные слова, сами формировать такую ментальную модель, в которой оценки не имеют значения, в которой ошибаться не страшно, в которой именно обучение и развитие имеют значения. У нас второго такого шанса может и не быть.
Комментарии